Учет в бюджетных организациях. План счетов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет в бюджетных организациях. План счетов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Вступает в силу Приказ Минфина России от 17.05.2022 № 75н, которым установлены перечни КБК на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Приказ содержит 95 перечней КБК. При этом отличия от перечней на 2022 год незначительные.

Для казённых учреждений

Порядок нумерации счетов Плана счетов бюджетного учёта для казённых учреждений определён в пункте 2 приложения 2 инструкции 162н (План счетов и Инструкция по его применению КАЗЁННЫМИ учреждениями) с изменениями, внесенными приказами Минфина вплоть до Приказа от 29.03.2023 № 35н .

Об общем случае в разрядах 1-17 номера счета аналитического учёта используется 4-20 разряды бюджетной классификации (т. е. КБК без кода главы; в терминологии 1С этот код называется КПС ). Там же приведены некоторые исключения к составу КПС, приведем их в виде таблицы:

Счет учета

Шаблон КПС

Счета группы 101 (кроме 106, 107, 109) и счёт 20135

Корреспондирующие с ними 040120240, 040120250, 040120270, 040120280, 030404000

ХХХХ 0000000000 000.

Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР можно применять, если это установлено учётной политикой или целевым назначением имущества.

111.40, 111.60

ХХХХ 0000000000 000

201.00

ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000

204.00 и корреспондирующий 401.20.200

0000 0000000000 000

209.81

ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000

304.01

0000 0000000000 000

401.30

0000 0000000000 000

401.60 и корреспондирующий 401.20

ХХХХ 0000000000 ХХХ

Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 209)

Бухгалтеру при осуществлении расчетов по суммам причиненного ущерба бюджетному учреждению и иным доходам на счете 209 00 000 придется учитывать нововведения:

1. Расчеты по иным доходам отражаются на счете 209 89 000 (не на счете 209 83 000).

2. У группы счетов 209 40 изменилось наименование — сейчас это «Расчеты по штрафам, пеням, неустойкам, возмещениям ущерба» (не «Расчеты по суммам принудительного изъятия»).

3. Введены новые счета:

Счет Наименование
0 209 34 000 Расчеты по компенсации затрат
0 209 41 000 Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)
0 209 43 000 Расчеты по доходам от страховых возмещений
0 209 44 000 Расчеты по доходам от возмещения ущерба имуществу (за исключением страховых взносов)
0 209 45 000 Расчеты по доходам от прочих сумм принудительного изъятия

Переход на ЭДО в бухгалтерском учете

С 1 января 2023 г. все без исключения учреждения бюджетной сферы должны перейти на применение электронных первичных учетных документов и электронных регистров бухгалтерского учета. Порядок применения унифицированных форм электронных первичных учетных документов, электронных регистров бухгалтерского учета утвержден Приказом Минфина России от 15.04.2021 № 61н (далее ‒ Приказ № 61н).

Методические рекомендации по переходу на применение в 2022 году унифицированных форм электронных документов Минфин России довел в Письме от 01.12.2021 № 02-07-07/98091.

В течение 2022 года в два этапа к Приказу № 61н были добавлены новые унифицированные формы электронных первичных документов и регистры бухгалтерского учета.

С 16.08.2022 введено восемь форм электронных документов Приказом Минфина России от 28.06.2022 № 100н. С 2023 года в обязательном порядке новые документы применяют федеральные учреждения и госорганы, которые передали учет Федеральному казначейству. Для остальных учреждений обязанность использовать наступает с 2024 года. На бумажном носителе сейчас можно применять всем учреждениям.

Как быть, если у учреждения нет технической возможности формировать и хранить первичные документы и регистры в электронном виде? Учреждения, не перешедшие на применение Приказа № 61н, вправе формировать электронные документы на бумажном носителе и подписывать собственноручно. Однако отсутствие организационно-технической возможности необходимо подтвердить. Об этом сказано в п. 6 Методических указаний, п. 2.3 разд. 2 Методических рекомендаций, Письме Казначейства России от 15.02.2022 № 07-04-05/08-3153.

Внимание

Если учреждение не перейдет на электронный документооборот с 1 января 2023 г., административная ответственность не установлена. Условие: применяете формы первичных учетных документов из Приказа № 61н на бумаге.

Инструкция 174н с изменениями на 2023 год — изменения в плане счетов (счет 103)

Непроизводственные активы подлежат учету на счете 103 00 000. После внесения корректировок в Инструкцию, для учета непроизводственных активов сейчас используют следующие группы счетов:

Читайте также:  Социальная помощь одиноким матерям
Группа счетов Наименование
0 103 10 000 Непроизводственные активы — недвижимое имущество учреждения
0 103 30 000 Непроизводственные активы — иное движимое имущество
0 103 90 000 Непроизводственные активы — в составе имущества концедента

Изменения в Плане счетов

В Приложении N 1 к Приказу N 162н приведен План счетов бюджетного учета. Приказом Минфина России N 174н в него введены следующие корректировки:

---------------------------------------------------------------------------
Исключены счета
------------------------------------------------------------T--------------
Основные средства - недвижимое имущество учреждения в пути ¦ 0 107 11 000
------------------------------------------------------------+--------------
Денежные средства учреждения в пути в органе казначейства ¦ 0 201 13 000
------------------------------------------------------------+--------------
Расчеты по предоставленным займам (ссудам) в рамках целевых¦ 0 207 24 000
иностранных кредитов (заимствований) ¦
------------------------------------------------------------+--------------
Расчеты с учредителем ¦ 0 210 06 000
------------------------------------------------------------+--------------
Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным ¦ 0 301 14 000
(муниципальным) долгом ¦
------------------------------------------------------------+--------------
Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным ¦ 0 301 24 000
(муниципальным) долгом, в рамках целевых иностранных ¦
кредитов (заимствований) ¦
------------------------------------------------------------+--------------
Расчеты по заимствованиям в иностранной валюте, не ¦ 0 301 44 000
являющимся государственным (муниципальным) долгом ¦
------------------------------------------------------------+--------------
Сметные (плановые назначения) ¦ 0 504 00 000
------------------------------------------------------------+--------------
Право на принятие обязательств ¦ 0 506 00 000
------------------------------------------------------------+--------------
Изменен код номера счета
---------------------------------------------T--------------T--------------
Поступления средств на счета органа, ¦Новая редакция¦ Старая
осуществляющего кассовое обслуживание, в ¦ ¦ редакция
пути +--------------+--------------
¦ 0 203 22 510 ¦ 0 203 20 510
---------------------------------------------+--------------+--------------
Выбытия средств со счетов органа, ¦ 0 203 22 610 ¦ 0 203 20 610
осуществляющего кассовое обслуживание, в ¦ ¦
пути ¦ ¦
---------------------------------------------+--------------+--------------
Изменены наименования счетов
------------------------------T-----------------------------T--------------
Новая редакция ¦ Старая редакция ¦ 0 108 53 000
------------------------------+-----------------------------+
Драгоценные металлы и ¦Драгоценности и ювелирные ¦
драгоценные камни ¦изделия ¦
------------------------------+-----------------------------+--------------
Финансовый результат ¦Финансовый результат ¦ 0 401 00 000
экономического субъекта ¦хозяйствующего субъекта ¦
------------------------------+-----------------------------+--------------
Доходы экономического ¦Доходы хозяйствующего ¦ 0 401 10 100
субъекта ¦субъекта ¦
------------------------------+-----------------------------+--------------
Расходы экономического ¦Расходы хозяйствующего ¦ 0 401 20 200
субъекта ¦субъекта ¦
------------------------------+-----------------------------+--------------
Задолженность ¦Списанная задолженность ¦ 04
неплатежеспособных кредиторов¦неплатежеспособных кредиторов¦
------------------------------+-----------------------------+--------------
Награды, призы, кубки и ¦Переходящие награды, призы, ¦ 07
ценные подарки, сувениры ¦кубки и ценные подарки, ¦
¦сувениры ¦
------------------------------+-----------------------------+--------------
Задолженность ¦Списанная задолженность ¦ 20
невостребованными кредиторами¦невостребованными кредиторами¦
------------------------------+-----------------------------+--------------

Кроме того, в разряде 23 кода синтетических счетов счета 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» цифра 1 заменена на цифру 0. Таким образом, номера указанных счетов (в разрезе счетов аналитического учета) будут следующими:

  • 0 109 60 211 — 290;
  • 0 109 70 211 — 290;
  • 0 109 80 211 — 290;
  • 0 109 90 211 — 290.

Структура плана счетов

План счетов для коммерческий компаний представляет собой схему, которая позволяет регистрировать и группировать факты деятельности — активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и т.д.

В плане счетов зафиксированы счета первого порядка (синтетические). У каждого из них имеется название и номер.

Синтетические счета могут быть:

  • активными — сальдо дебетовое, увеличение всегда по дебету, а уменьшение по кредиту;
  • пассивными — сальдо кредитовое, увеличение всегда по кредиту, а уменьшение по дебету;
  • активно-пассивными — сальдо может быть и дебетовым, и кредитовым, увеличение и уменьшение также может быть как по дебету, так и по кредиту.

Принцип использования плана счетов

Компания сама решает, какие счета будут использоваться ею в работе. Кроме того, надо продумать, какие субсчета требуется открыть с учетом специфики ее деятельности.

Внимание! Компания не обязана строго придерживаться перечня субсчетов. Она может их переименовать, уточнить, объединить или исключить. Главное — с субсчетами должно быть удобно работать.

В результате формируется рабочий план счетов. Он утверждается учетной политикой компании. Если в течение года компания меняла свою деятельность, на следующий год она может утвердить скорректированный вариант.

Когда какая-либо операция специфична для деятельности компании и для нее отсутствует подходящий синтетический счет, допускается с разрешения Минфина ввести новый счет. При этом применяются счета, которые не задействованы в плане счетов.

Амортизация по арендованным объектам

Инструкция № 157н дополнена п. 85.1. Начисление амортизации на принятое к учету право пользования активом начинается с даты его принятия в пользование (аренду). Далее амортизация начисляется равномерно (ежемесячно) в течение срока полезного использования объекта учета аренды и заканчивается на дату окончания срока действия (расторжения) договора аренды (права пользования объектом аренды). В отношении имущества, полученного в аренду, – в соответствии с графиком платежей, установленных договором аренды, в отношении имущества, полученного в пользование, – 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия его к учету.

Читайте также:  Сколько составят декретные и детские пособия в 2023 году

Порядок начисления амортизации на объекты финансовой (неоперационной) аренды аналогичен порядку начисления амортизации на объекты основных средств (п. 92 Инструкции № 157н в новой редакции).

Кто обязан применять план счетов

Применять план счетов бухучета обязаны все экономические субъекты, которые ведут бухгалтерский учет. Освобождения предусмотрены только в отношении индивидуальных предпринимателей и частных практиков. Остальные коммерческие фирмы, государственные учреждения и предприятия вести бухучет обязаны.

Но и коммерсанты вправе организовать бухгалтерский учет в рамках своей деятельности. Запрета на ведение нет. Индивидуальные предприниматели принимают решение самостоятельно. Если ведение бухучета необходимо, то придется соблюдать действующие правила:

  1. Разрабатывать и утверждать учетную политику.
  2. Назначать ответственных лиц.
  3. Вести первичную и учетную документацию.
  4. Проводить ревизии, инвентаризации и проверки.
  5. Составлять финансовую отчетность.

Некоторые экономические субъекты вправе вести бухучет в упрощенном виде. Например, некоммерческие организации, субъекты малого предпринимательства, представители Сколково. Но даже переход на упрощенный способ не освобождает от использования единого ПС.

План счетов бухучета в бюджетных организациях в таблице

Скачать таблицу можно по ссылке здесь. Предприятия в персональном трудовом плане устанавливает разновидность аналитического учета, которого нужно будет придерживаться и вести по каждому отдельно взятому счету и субсчету в частности.

К примеру, счет 20 “основное производство” допускает возможность добавления отдельного субокна для каждого отдельного вида товара.

Правила расчета аванса по заработной плате в 2023 году узнайте из статьи: аванс заработной платы.

Про сайт госслужбы РФ, читайте здесь.

Как действует ФЗ-40 закон по ОСАГО в 2023 году, смотрите здесь.

К субсчету 91 “Иные затраты” в большинстве случаев подлежат открытию отдельно взятые субокна в зависимости от имеющихся типов расходов.

Работаем правильно: все инструкции по бюджетному учету

Ни дня без инструкций × Ни дня без инструкций

  1. Сервисы:

Инструкция по бухучету — это ключевые правила организации и ведения БУ, которые закреплены на законодательном уровне.

Рассмотрим, каким образом устанавливается порядок ведения бухгалтерского учета у бюджетников и органов государственной власти, и какие нормативные акты вводят инструкции. Приведем актуальные нормативно-правовые акты для скачивания и использования в работе.

22 января 2023 Автор: Евдокимова Наталья Что представляет собой Приказ № 157н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2023 год)?

Это единая структура формирования счетов синтетического и аналитического учетов, предназначенная для распределения фактов финансово-хозяйственной деятельности субъекта по активам и пассивам. Помимо порядка формирования счетов бухучета, документ содержит подробные пояснения к правилам применения и оформления записей — бухгалтерских операций.

Инструкция 157н по бюджетному учету в 2023 году с изменениями, текст последний раз был скорректирован 31.03.2018 отдельным Приказом № 64н. Кто должен применять:

  1. казенные, БУ и АУ;
  2. финансовые органы и Казначейство;
  3. госорганы и органы местного самоуправления;
  4. внебюджетные фонды всех уровней.

Актуальный документ: инструкция 157н по бюджетному учету в 2023 году с изменениями (скачать).

Для всех типов госучреждений предусмотрены отдельные нормативные акты, которые регламентируют особенности формирования единого плана счетов для конкретного типа. Так, для бюджетников единый план счетов утверждает Приказ инструкция 174н по бюджетному учету в 2023 году с изменениями.

Полное наименование — Приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н. Отметим, что применение всех бухгалтерских счетов, поименованных в нормативных документах, необязательно.

Каждое учреждение самостоятельно определяет перечень синтетических и аналитических счетов, которые требуются для ведения полноценного бухучета. Рабочий план счетов утверждается в Учетной политике организации.

Напомним, что госучреждения вправе применять дополнительную детализацию к действующим счетам бухучета.

Это может быть установлено учредителем либо вышестоящим распорядителем БС.

52н (инструкция по бюджетному учету) с изменениями (2023 год) регламентирует формы первичной документации и учетные регистры для отражения хозяйственных фактов деятельности учреждения.

Документ действует для всех типов госучреждений (Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н (ред.

от 17.11.2017)). Документ устанавливает:

  1. унифицированные бланки документации;
  2. перечень форм первичных документов и журналов бухучета;
  3. методические рекомендации по заполнению бланков.

Отметим, что учреждения вправе самостоятельно разработать (доработать, изменить или создать) иные формы первичной и учетной документации, которые учитывают особенности специфики деятельности организации. Такие нормы закреплены в законе № 402-ФЗ.

Однако такие решения лучше согласовать с вышестоящими РБС.

Так, действующий план счетов 2023 для бюджетников состоит из следующих разделов:

  • Забалансовые счета. Счета для отражения информации об отдельных видах собственности и обязательств госучреждения.
  • Финансовые активы — это денежные средства компании (наличные, на расчетных счетах), дебиторская задолженность, авансы поставщикам, подрядчикам или персоналу по заработной плате, вложения в финансовые активы.
  • Санкционирование расходов. Раздел для отражения лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств по контрактам и договорам, а также аналогичной информации.
  • Нефинансовые активы. Включают: основные средства и амортизационные отчисления по ним, материальные запасы и сырье, объекты нематериальных активов, вложения в нефинансовые активы (вложения в ОС и капстроительство).
  • Финансовые результаты. В данном разделе отражаются результаты финансовой деятельности субъекта. То есть здесь аккумулируются не только текущие доходы и расходы, но и аналогичные показатели будущих и предшествующих периодов.
  • Обязательства. Кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками, по заработной плате и налогам, по полученным кредитам и прочие аналогичные обязательства.
Читайте также:  Инструкция: как составить платежку на уплату штрафов в ПФР

Действующая таблица ЕПСБУ для бюджетников Бух. учет в кредитной организации существенно отличается от БУ коммерческих фирм и государственного сектора.

Планы счетов бухгалтерского учета: изменения с 2021 года

Особой учетная политика, разрабатываемая в некоммерческих организациях, становится в силу следующих моментов:

  • у НКО может полностью отсутствовать коммерческая деятельность, и в этом случае отпадает необходимость в разработке налоговой учетной политики;
  • НКО (кроме подлежащих обязательному аудиту и входящих в реестр выполняющих функции иностранных агентов) может применять упрощенные способы ведения бухучета и составлять бухотчетность упрощенного вида (подп. 2 п. 4 ст. 6 закона № 402-ФЗ);

ВНИМАНИЕ! Упрощенные способы ведения бухгалтерского учета устанавливаются федеральным стандартом (ст. 21 закона № 402-ФЗ). Работа по разработке такого стандарта уже ведется. Предполагаемая дата вступления стандарта для некоммерческой деятельности — 2021 год (приказ Минфина от 05.06.2019 №83н), но на момент написания статьи его еще нет.

  • существуют ПБУ, не подлежащие использованию НКО (13/2000, 20/03);
  • у НКО, выбравших упрощение бухучета, есть право не применять ряд ПБУ (2/2008, 8/2010, 11/2008, 12/2010, 16/02, 17/02, 18/02) и право использовать как эти ПБУ, так и все иные, распространяющиеся в т. ч. на НКО, с определенными особенностями;
  • НКО, ведущие коммерческую деятельность наряду с некоммерческой, как и коммерческие организации, вправе выбрать систему налогообложения, применяемую к доходам от продаж, и способы налогового учета из существующих для выбранной системы;
  • для НКО с определенными направлениями деятельности могут быть разработаны учитывающие специфику этой деятельности методические рекомендации.

Что нового в работе бюджетного бухгалтера: обзор за август

Вот список документов, формы которых получили новые редакции:

  • отчеты о деятельности некоммерческой организации и о персональном составе ее руководящих органов и работников;
  • отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и(или) граждан РФ или российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества;
  • отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) граждан РФ или российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников либо действующих в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании;
  • отчет о деятельности религиозной организации, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании);
  • отчеты структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества.

Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров

  • Неправильное указание НДС в документах;
  • Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
  • Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
  • Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
  • Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
  • Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
  • Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
  • Проверка корректности договоров в проводках.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *