Обязательный техосмотр в 2023: кто должен проходить и какие штрафы?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязательный техосмотр в 2023: кто должен проходить и какие штрафы?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В России с 2023 года вступил в силу новый закон, согласно которому обязательный технический осмотр (техосмотр) стал необходим для автомобилей каждый год. Отменены также существовавшие ранее сроки пройденного техосмотра, теперь необходимо выполнять его ежегодно.

Техосмотр — это проверка технического состояния автомобилей и мотоциклов. Он нужен для того, чтобы транспортное средство не представляло опасности для водителя, пассажиров и других участников движения. Важно! Во время техосмотра только выявляются недостатки и неисправности в технике, но ремонтом специалисты сразу не занимаются. Отремонтировать автомобиль, чтобы исправить все недочеты, должен сам владелец. При этом устранить все выявленные неисправности и представить автомобиль на повторный техосмотр лучше в течение 20 календарных дней тому же оператору и в тот же пункт техосмотра. В этом случае автомобиль будут проверять только по тем показателям, которые согласно диагностической карте не соответствовали обязательным требованиям. В противном случае техосмотр будут проводить в полном объеме.

По результатам диагностирования в единой автоматизированной системе технического осмотра оформят диагностическую карту, которая (в случае отсутствия недочетов) будет содержать заключение о соответствии автомобиля обязательным требованиям безопасности и информацию о сроке ее действия. Диагностическая карта подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование автомобиля, и по запросу может быть выдана на бумажном носителе, который заверяется подписью технического эксперта и печатью оператора техосмотра.

Что нужно знать о техосмотре машины и диагностической карте

Техосмотр представляет собой набор действий, который производится в установленном порядке для освидетельствования техсостояния машины на его соответствие требованиям действующего законодательства. Данная процедура является обязательной, она осуществляется для допуска автотранспорта к участию в перемещении на дорогах. Требования к автотранспорту регулируются Правилами проведения техосмотра и Приложением №1.

В действующем законодательстве понятие «Талон техосмотра» не используется. Вместо него автомобилисты получают диагностическую карту (ДК). Её размер должен составлять формату А4. Она может быть выдана только аккредитованными центрами после техосмотра машины.

Диагностическая карта выполняется в качестве таблицы и составляется в 2-х экземплярах. В ней указываются сведения о техсостоянии машины. На базе этого составляется заключение: можно ли эксплуатировать автотранспорт либо нет. Документ также выдаётся в электронном виде, ему присваивается специальный идентификационный номер.

Один оригинал диагностической карты необходимо предоставить собственнику автомобиля, другой должен три года хранить выдавший его специалист. Электронный экземпляр необходимо направить в единую информационную автоматизированную систему, там его должны сберегать не меньше 5 лет. При порче либо потере документа следует обратиться в данную службу к техоператору, дубликат должен быть выдан в тот же день. Для получения оригинала либо дубликата карты не обязательно повторно оплачивать государственную пошлину.

Помните, техосмотр для получения ОСАГО проходить нужно. Но делать это следует исключительно в лицензированных организациях.

Требования для прохождения техосмотра в 2023 году

ТО обязаны проходить собственники всех машин, изготовленных свыше трёх лет назад. При расчёте нужно принять во внимание возраст авто. После приобретения нового автотранспорта важно указать год прохождения последующего ТО.

Сейчас государственная пошлина за техосмотр не взимается отдельно. Каждый центр, у которого имеется доступ к ЕАИСТО, выдаст собственнику авто полноценную диагностическую карту. С лета 2015 года прежние документы техосмотров уже не действуют. На данный момент актуальные только сертификаты ТО, оформленные в специальных лицензированных центрах.

Итак, обязателен ли техосмотр для ОСАГО? Для постоянного страхового сертификата – да. Без диагностической карты удастся оформить исключительно временную автогражданку на срок в 20 дней. Для постоянного документа требуется карта о пройденном техосмотре, исключением являются машины моложе трёх лет.

Диагностические карты для автобусов с 1 сентября 2022 года

Законодательство в отношении прохождения техосмотра на автобусе периодически меняется. Последние значимые изменения датируются 1 сентября 2022 года. С тех пор никаких инициатив, которые кардинально поменяли бы процедуру, не было.

Остается проанализировать, что именно изменилось в техосмотре автобусов. Верхняя и нижняя части диагностикой карты не подверглись корректировке. Но были правки в центральной части документа, где перечисляют элементы автомобиля, для которых обязательно нужна проверка.

Сама диагностическая карта для автобусов стала короче. Полностью отказались от добавления новых проверок узлов и агрегатов. Более того, часть элементов машины полностью исключены и поэтому может показаться, что техосмотр пассажирской машины стал проще.

Как проводится техосмотр автобусов в 2023 году

Проверяются все системы транспортного средства, которые имеют значение при эксплуатации. В диагностическую карту ставят отметку, если процедура прошла удачно. Таким образом утверждают, что закон не нарушается ни в одном из пунктов.

Читайте также:  Налог на имущество, землю и ЖКУ: за что могут не платить пенсионеры

При появлении несоответствий и неисправностей ставят отметку о том, что техосмотр автобуса не пройден.

Для справки!
На устранение дают 20 дней, потом нужно прибыть для новой проверки исправности автобуса. Проверка бесплатная, если повторно её устраивает тот же оператор, что и в первый раз.

Главное – охватывать только позиции, по которым замечены отклонения от законодательных требований. А так график ТО автобуса остаётся стандартным.

Процедура техосмотра автобуса в 2023 году проходит пошагово так:

  1. В назначенное время водитель пригоняет машину на станцию технического осмотра.
  2. Сотрудник ГИБДД проверяет документацию, водительское удостоверение, ПТС, СТС.
  3. Проводят тестирование всех узлов и агрегатов, которые обозначены в законодательстве.
  4. Пока проходит техосмотр, автоматически происходит фотофиксация процесса, а фотографии сразу попадают в информационные базы данных. Впоследствии контролирующие органы всегда могут проверить, действительно ли данный автобус проходил диагностику.
  5. Независимо от результатов тестирования узлов, на руки водителю выдают диагностическую карту. Если претензий у сервисников нет, то будет написано, что транспортное средство допущено для эксплуатации на дорогах общего пользования. Когда техосмотр не пройден на автобусе, в диагностической карте указано, какие неисправности.
  6. В документе также отмечают принадлежность пассажирского авто к определенному классу. Например М2 (масса до 5 тонн) или М3 (масса выше 5 тонн).

Техосмотр в 2019 году, свежие изменения

  • Обязательна фиксация на фото техосмотра с внесением соответствующих данных в электронную базу с диагностической картой.
  • Диагностическая карта будет оформлена в электронном виде с электронной подписью технического эксперта. Бумажный вариант также остается в силе, но при обнаружении противоречий приоритет будет иметь электронный документ.
  • Утверждена методика расчета пропускной способности пунктов технического обслуживания.
  • Право ГИБДД проводить внеплановые проверки операторов ТО без предупреждения и пробных закупок.
  • Водители смогут пройти техническое обслуживание на мобильных контрольно-пропускных пунктах и ​​получить диагностическую карту.
  • Электронная карта должна храниться в базе данных не менее пяти лет. Водитель получает распечатку полученной информации после прохождения ТО.
  • Диагностическая карта может быть аннулирована, если PCA аннулирует аккредитацию АЗС за выявленные нарушения.

Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2023 году?

Так информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техническом контроле, в котором подробно расписано, кто из водителей должен получить диагностическую карту, а кто от этой обязанности освобожден.

Частота осмотра автомобиля на АЗС зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное, от года выпуска автомобиля.

Легковые автомобили юридическое лицо от 4 до 10 лет каждые 24 месяца
Легковые автомобили юридическое лицо 10 лет и старше ежегодный
Легковой автомобиль, используемый во всех видах деятельности, кроме такси физическое лицо (гражданин) старше 4 лет и до 10 лет каждые 24 месяца
Легковой автомобиль, используемый для другой деятельности, кроме такси лица от 10 лет раз в 12 месяцев
Пассажирские такси не имеет значения до 5 лет раз в год
Пассажирские такси не имеет значения 5 лет и старше каждые 6 месяцев
Грузовые автомобили массой до 3,5 тонн не имеет значения 4-10 лет раз в 24 месяца
Грузовые перевозки с разрешенной массой менее 3,5 тонн не имеет значения более 10 лет ежегодный
Грузовые автомобили более 3,5 тонн не имеет значения до 5 лет раз в год
Грузовые автомобили массой более 3,5 тонн не имеет значения более 5 лет каждые 6 месяцев
Грузовые автомобили, предназначенные для перевозки людей с количеством сидячих мест 8 и более (без учета места водителя) не имеет значения до 5 лет каждые 12 месяцев
Грузовики для перевозки людей более 8 мест не имеет значения старше 5 лет раз в полгода
Грузовые автомобили, оборудованные и перевозящие опасные грузы не имеет значения не имеет значения раз в 12 месяцев
Автобусы не имеет значения до 5 лет ежегодный
Автобусы не имеет значения старше 5 лет каждые 6 месяцев
Грузовые прицепы или полуприцепы более 3,5 тонн юридическое лицо от 4 до 10 лет раз в 24 месяца
Те же прицепы и полуприцепы юридическое лицо 10 лет и старше каждые 12 месяцев

Также обратите внимание на то, как вы считаете от даты производства автомобиля. Правильно это делать с того года, когда оборудование было изготовлено заводом и п. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ При техническом осмотре предписано смотреть эту информацию либо в ПТС, либо в СТС на машину. Например, если автомобиль используется вами для работы в такси, и был выпущен с конвейера 20 ноября 2021 года, следующее ТО у вас должно быть в 2024 году. То есть автоматически указывается год выпуска машины включены в расчет.

Тормозная система, внешние световые приборы

Ужесточились требования, предъявляемые к тормозным системам и внешним световым приборам. Так, относительная разность тормозных сил колес не должна превышать 25% для осей с барабанными колесными тормозными механизмами и 20% — с дисковыми (раньше можно было пройти техосмотр при показателе в 30%). Нормативный показатель удельной тормозной силы стояночной тормозной системы формируется не как фиксированная величина, которую ранее применяли диагностические станции, а как расчетная.

В фарах ближнего света проверяется его сила (в том числе в световой части светового пучка), дальнего — максимальная его сила. Что касается фар ближнего света и противотуманных фар, то к их регулировке теперь применяются более мягкие требования. Как и прежде, остаются под запретом пленочные и другие покрытия на поверхности стекол.

Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра

Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.

«На практике такие случаи, когда причиной ДТП стала исключительно техническая неисправность автомобиля, крайне редки», — сказали в РСА.

После перевода техосмотра на добровольную основу страховщики при разборе ДТП будут ориентироваться на техническую исправность автомобилей. При этом, как подчеркнули в РСА, если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, предъявить ему регресс по причине неисправности транспортного средства не получится.

Изменения в проведении Техосмотра

  • С 1 сентября 2023 года вступают в силу новые правила и изменения в процедуре Техосмотра.
  • Будет отменена обязательность прохождения ежегодного технического осмотра автомобиля. Теперь осмотр будет проводиться добровольно.
  • Освобождает от прохождения ежегодного техосмотра наличие страховой полис ОСАГО, приобретенный после 1 августа 2021 года.
  • Но если в машине отсутствует действующий полис ОСАГО или его срок истек, то прохождение техосмотра будет обязательным.
  • Также, новые правила предусматривают установление штрафов за отсутствие документов на автомобиль или неправильное оформление документов.
  • Стоимость техосмотра будет снижена, так как необходимые для прохождения процедуры документы будут меньше. Теперь владельцам автомобилей не потребуется предъявлять паспорт и СТС (технический паспорт).
  • Что касается предъявления документов на транспортное средство, то в новом порядке все смотрят только паспортные данные, а персональные данные владельца автомобиля уже никому не интересны.
  • Также изменится процедура получения техосмотра. Для этого нужно будет обратиться в специальные пункты, которые будут указаны на карте технического осмотра (они будут располагаться по всей территории страны).
  • Карта технического осмотра будет выдаваться страховыми компаниями вместе со страховым полисом ОСАГО.
  • Также, новые правила предусматривают возможность получения скидок и льгот при проведении техосмотра у партнеров страховых компаний.
  • Процесс прохождения техосмотра изменится. Теперь владельцы смогут проходить техосмотр в удобное для себя время без ожидания в очередях.
  • Ответственность за прошедший техосмотр будет возлагаться на владельцев автомобилей, поэтому следует проходить осмотр у проверенных и надежных испытательных пунктов.
  • В случае, если техосмотр будет пройденный, автомобиль сможет быть продан без ограничений и проблем.

Удобство и эффективность

С 1 сентября 2023 года новые правила и изменения в процедуре техосмотра делают этот процесс более удобным и эффективным для автовладельцев.

Раньше, чтобы пройти техосмотр, владельцу автомобиля нужно было найти пункт технического осмотра, предъявить транспортный налог, получить документы на автомобиль и пройти осмотр. Затем он должен был предъявить пройденный техосмотр при оформлении автомобильного страхования ОСАГО, чтобы избежать штрафов и ответственности.

С 1 сентября 2023 года все эти проверки и процедуры были отменены. Теперь для прохождения техосмотра автовладельцам не нужно предъявлять документы на автомобиль. Новые правила освобождают от необходимости предъявления полученной карты регресса и оформления техосмотра для получения ОСАГО.

Теперь работы по проведению техосмотра будет проходить там, где осуществляется оформление страховых полисов ОСАГО. При оформлении ОСАГО будет производиться проверка наличия технического осмотра автомобиля. Если он пройден, автомобилю будет выдан полис ОСАГО без дополнительных проверок. Если же технический осмотр не пройден, автовладелец будет обязан пройти его до оформления ОСАГО.

Таким образом, новая процедура прохождения техосмотра значительно упрощает и ускоряет процесс получения ОСАГО, необходимого для передвижения автомобиля. Владельцам автомобилей будет проще и быстрее пройти техосмотр и получить все необходимые документы для использования их транспортных средств.

Что будут проверять на ТО в 2023 году

Сейчас список проверок насчитывает 55 пунктов. Этот перечень утвержден до 1 марта 2027 года, так что в ближайшее время вряд ли претерпит изменения.

В первую очередь внимание уделят тормозам. Проверят:

  • их эффективность;
  • равномерность срабатывания механизмов;
  • работоспособность пневматической тормозной системы при экстренном торможении (в автопоездах);
  • отсутствие утечек воздуха из тормозных камер;
  • отсутствие утечек тормозной жидкости из системы;
  • целостность привода;
  • исправность стояночного тормоза и систем контроля состояния тормозов;
  • целостность шлангов;
  • корректность размещения пневматических шлангов тормозной системы (в автопоездах).

Следом изучат рулевое управление:

  • корректность работы усилителя (при его наличии);
  • отсутствие самопроизвольных «подруливаний»;
  • суммарные значения люфта — они должны быть в пределах нормы;
  • наличие всех запчастей и крепежа рулевой колонки;
  • отсутствие следов повреждений на рулевом механизме и его общую работоспособность;
  • отсутствие «стопоров», мешающих полноценному повороту руля.

Затем настанет черед оптики:

  • все приборы должны соответствовать стандартам;
  • стоп-сигналы должны быть исправны;
  • угол светового пучка должен вписываться в установленные нормы;
  • лампы должны соответствовать штатным по типу, цвету, форме, размеру и расположению.

Для стеклоочистителей и стеклоомывателя предусмотрен всего один пункт:

  • если система устанавливается на заводе (покажите-ка хоть одну машину без нее), она должна быть на месте и работать.

А вот для колес есть целых пять критериев:

  • достаточная глубина рисунка протектора;
  • общая пригодность шин к эксплуатации;
  • комплектность болтов крепления — ни одно отверстие на ступице не должно остаться пустым;
  • на дисках не должно быть трещин, вмятин и других дефектов, влияющих на эксплуатационные характеристики;
  • установленные на автомобиль шины должны не только подходить ему, но и соответствовать всем требованиям.
Читайте также:  Как арендовать землю у государства

Не обойдут вниманием и двигатель:

  • его выхлоп проверят на токсичность и соответствие заявленному экологическому классу;
  • саму конструкцию — на герметичность. Масло не должно вытекать каплями, а выпуск — подтравливать;
  • запорные устройства в системе подачи горючего — на исправность;
  • если ТС оснащено ГБО, оно должно быть сертифицировано и, само собой, исправно.

Все остальные пункты уже не разбивали на категории, так что в чек-листе они находятся в категории «Прочее»:

  • зеркала должны быть установлены там, где предполагается изготовителем;
  • передняя полусфера должна быть прозрачной и не выбиваться из общих требований законодательства;
  • в один пункт попали замки и устройства обдува;
  • аварийные выключатели дверей и навигацию к ним будут тестировать там, где она предусмотрена;
  • клаксон должен гудеть;
  • сцепные устройства должны надежно выполнять свою функцию;
  • ремни безопасности, если они были установлены на заводе, должны работать в штатном режиме;
  • все, что может нанести травму в случае экстренного торможения или маневрирования, должно быть надежно зафиксировано. Это относится к пассажирскому транспорту;
  • также проверят работоспособность регулировки сидений;
  • брызговики и подкрылки должны располагаться на «штатных» местах;
  • все механизмы подъема, опускания и им подобные (автоматическая подача запасного колеса, лебедка и пр.) должны быть исправны;
  • «тревожная кнопка» при необходимости действительно должна обеспокоиться и дать возможность вызвать МЧС;
  • все специальные требования, предъявляемые к специфически оборудованному транспорту, должны быть выполнены.

Какие документы нужны для прохождения техосмотра?

Для прохождения технического осмотра автомобиля необходимо предоставить следующие документы:

  1. Паспорт владельца автомобиля.
  2. Водительское удостоверение.
  3. Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС).
  4. Полис страхования ОСАГО.
  5. Предыдущий протокол технического осмотра (если имеется).

В случае если автомобиль приобретен в кредит или находится в аренде, также необходимо предоставить:

  • Договор купли-продажи автомобиля.
  • Документ, подтверждающий факт кредитования или аренды автомобиля.

Если автомобиль имеет измененные характеристики или установлены дополнительные устройства (тюнинг), то при прохождении технического осмотра могут потребоваться дополнительные документы, подтверждающие легальность и соответствие проведенных изменений, например:

  • Технический паспорт на изменения.
  • Сертификаты на установленное оборудование.

Все документы должны быть оригинальными и действительными на момент прохождения технического осмотра. В случае предоставления копий или недействительных документов, автомобиль может быть отказан в прохождении техосмотра.

Какие изменения ожидают покупателей в связи с новым законом

Согласно новому закону, вступающему в силу в 2023 году, покупатели автомобилей столкнутся с рядом изменений в процессе покупки и обслуживания своего транспортного средства.

Во-первых, согласно новым правилам, покупатели будут обязаны проверять наличие действующего технического осмотра у продавцов перед совершением покупки. Это означает, что перед трансакцией покупателям необходимо будет убедиться, что автомобиль успешно прошел все необходимые технические проверки.

Во-вторых, новый закон также предусматривает усиление контроля со стороны государственных органов над прохождением технического осмотра. Покупатели могут ожидать более строгой проверки автомобилей при регистрации и продаже, что поможет предотвратить незаконные и опасные операции.

Кроме того, новый закон также предоставляет покупателям больше гарантий в случае приобретения автомобиля с проблемами. Если после покупки обнаруживается серьезная неисправность, покупатель будет иметь право на возмещение или замену автомобиля в течение определенного срока после сделки.

В целом, новый закон о техническом осмотре в 2023 году принесет покупателям большую защиту и уверенность при приобретении автомобиля. Покупатели будут обязаны уделять больше внимания процессу осмотра и проверять документацию, а государство будет более активно контролировать техническую исправность автомобилей.

Новое в законодательстве

Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.

Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?

Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.

Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.

Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *