ФСБУ 28/2023: новый стандарт по инвентаризации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ФСБУ 28/2023: новый стандарт по инвентаризации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Срок введения новых правил инвентаризации, установленных ФСБУ 28/2023, – один из ключевых вопросов для предприятий. Новый стандарт начнет работать с 1 января 2023 года и затронет все компании, включая крупные корпорации и малые предприятия.

Инвентаризационная комиссия

Для обязательного проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия экономического субъекта. При большом объеме работ для одновременного обязательного проведения инвентаризации всех объектов могут создаваться несколько инвентаризационных комиссий. Распределение обязанностей между такими комиссиями и порядок их взаимодействия устанавливаются руководителем экономического субъекта.

Обратите внимание:

Не допускается включение в состав инвентаризационной комиссии лиц, на которых возложена материальная ответственность за объекты, проверяемые этой комиссией.

Допускается не создавать инвентаризационную комиссию для обязательного проведения инвентаризации в следующих случаях:

  • если работниками экономического субъекта являются только руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер) либо только руководитель;

  • если экономический субъект заключает договор об оказании услуг по проведению инвентаризации с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором;

  • если инвентаризация проводится ревизионной комиссией экономического субъекта при условии, что его уставом предусмотрено создание такого органа, а также уставом либо иными документами экономического субъекта на этот орган возложены полномочия по проведению инвентаризации.

Инвентаризации стоимости объектов

Можно ли проводить инвентаризацию только в количественном выражении или по учетным ценам?

Фактическое наличие подтверждается путем установления действительности существования, оценки состояния и обоснованности нахождения у экономического субъекта (п. 4 ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация»), поэтому инвентаризация – это не простая сверка наличия, а полная сверка данных бухгалтерского учета с тем, что есть в реальности, включая формирование бухгалтерских оценок.

Результаты инвентаризации как комплексного мероприятия формируются не только в виде выявления физических излишков, недостач, пересортиц. Оценка состояния объектов включает и их стоимостную оценку. Кроме того, результатами инвентаризации также являются определение наличия оснований для признания или списания объектов, доначисления или досписания стоимостных показателей объектов, оснований для возмещения недостач, определение возможности получения экономических выгод от продажи или использования испорченных активов (п. 9 ФСБУ 28/2023). Величины учетных цен формируют стоимостные оценки запасов и поэтому должны быть проанализированы. Если установленные учетные цены не служат своей цели сделать учет более рациональным, а скорее искажают показатели стоимости разных единиц номенклатуры запасов, то кроме необходимой корректировки стоимостных показателей запасов по результатам инвентаризации потребуется и пересмотр учетных цен.

Что изменилось в порядке проведения инвентаризации

Новый ФСБУ «Инвентаризация» затронул следующие моменты:

  1. Общие требования к инвентаризации: в документе перечислили способы, которыми выявляют фактическое наличие объектов, описали принципы документирования, обозначили требования по полноте, своевременности и обоснованности отражения результатов и пр.
  2. Понятия «объекты инвентаризации», «фактическое наличие объектов инвентаризации», «срок проведения инвентаризации» получили официальные трактовки.
  3. Разрешение на использование видео- или фотофиксации для определения наличия объекта.
  4. Требования к оценке результатов процедуры.
  5. Право устанавливать состав документов инвентаризации предоставили самой организации – до этого список был строго регламентирован на законодательном уровне.
  6. Случаи, в которых не требуется создавать комиссию: например, если в организации есть только директор и бухгалтер, то для инвентаризации нужно пригласить аудитора или ревизионную комиссию.

Изменения в стандарте проведения инвентаризации

Введение нового стандарта ФСБУ 28/2023 по инвентаризации привнесет ряд изменений в процесс проведения данной процедуры.

В первую очередь в новом стандарте пересматривается определение значимых отклонений. Ими будут считаться те, которые могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность организации и привести к неправильному пониманию финансового положения предприятия. Это позволит улучшить точность и надежность проводимой инвентаризации.

Другое важное изменение связано с расширением списка обязательных документов при проведении инвентаризации. От компаний потребуется предоставлять более подробную информацию о движении активов и обязательств за определенный период. Это позволит контролировать происхождение и использование активов более эффективно.

Новый стандарт устанавливает более жесткие требования и к проведению инвентаризации с использованием технологий. Теперь компаниям необходимо внедрять электронные системы учета и контроля, которые позволят автоматизировать процесс инвентаризации и обеспечить более точные результаты.

Читайте также:  Когда уходить в декрет. Калькулятор

Еще одно значимое изменение связано с обязательным проведением независимой проверки результатов инвентаризации. Это позволит уменьшить вероятность возникновения ошибок и мошенничества при проведении данной процедуры. Независимая проверка будет осуществляться специализированными аудиторскими организациями.

Изменение стандартов по инвентаризации поможет повысить качество и достоверность полученных результатов. Обновленные требования помогут минимизировать риски ошибок и мошенничества, а также повысить доверие со стороны заинтересованных лиц. Руководителям организаций уже сейчас нужно начинать подготовку к внедрению нового стандарта и привести свои системы учета в соответствие с его требованиями.

Согласно п. 3 ст. 11 Закону о бухучете экономический субъект самостоятельно определяет случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Особенности проведения инвентаризации в конкретной организации, как правило, раскрывают в составе учетной политики.

Случаи обязательного проведения инвентаризации изложены в разделе III ФСБУ 28/2023, а именно:

  • при составлении годовой бухгалтерской (финансовую) отчетности;
  • передаче (возврате) активов (кроме обычной деятельности) в аренду, управление, безвозмездное пользование или их отчуждении;
  • при смене материально ответственного работника;
  • в случае коллективной (бригадной) ответственности;
  • при установлении факта утраты или порчи (повреждения) активов;
  • в случае пожара, аварии, стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации;
  • при реорганизации и ликвидации организации.

Однако в любом случае для проведения инвентаризации руководитель издает приказ и в нем указывает состав инвентаризационной комиссии.

Обратите внимание! Согласно п. 22 ФСБУ 28/2023 инвентаризационную комиссию можно не создавать, если:

  • работниками организации являются только руководитель и главный бухгалтер, или только руководитель;
  • организация заключила договор на оказание услуг по проведению инвентаризации с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором;
  • инвентаризация проводится ревизионной комиссией, создание которой предусмотрено уставными документами.

Основные новации обязательного проведения инвентаризации

  • Для каждого случая определена дата, по состоянию на которую должна проводиться инвентаризация. При этом срок проведения инвентаризации организация устанавливает самостоятельно.
  • Установлены случаи, когда организация может не создавать инвентаризационную комиссию для обязательного проведения инвентаризации:
    • если работниками организации являются только руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер) или только руководитель;
    • если организация заключает договор об оказании услуг по проведению инвентаризации с аудиторами;
    • если инвентаризация проводится ревизионной комиссией.
  • Отсутствие менее 1/5 членов инвентаризационной комиссии при проведении обязательной инвентаризации не является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (раньше — неприсутствие одного члена инвентаризационной комиссии влекло за собой недействительность результатов инвентаризации).

Типы переучета имущества зависят от поставленных целей и особенностей проведения. Рассмотрим все классификации.

Вид

Значение

По ситуации

Плановая

По календарному графику, который руководитель утверждает в начале отчетного года, и на основании подписанного им приказа. Персонал заранее информируют о переучете имущества.

Внеплановая

Цель — выявить факты хищения, недостач, потерь. Назначается после техногенных и стихийных бедствий, а также при смене материально ответственных лиц, чтобы избежать неприятных ситуаций после назначения нового работника.

Повторная

Проводится, если есть спорные моменты по результатам первичной ревизии или подозрения о недобросовестности материально ответственных лиц.

Контрольная

Проводится после плановой, чтобы перепроверить достоверность расчетов.

В зависимости от объема имущества

Полная

Обязательная ревизия всех ценностей компании каждый год.

Если объем имущества существенный, нужен аудит. Это значит обязательное участие аудитора в качестве независимого наблюдателя, который должен фиксировать все отклонения и следить за правильностью проведения процедуры.

Частичная

Переучет по подразделению, отделу, направлению.

По масштабу охвата

Сплошная

Переучет имущества по всем подразделениям и направлениям. Для каждого назначается своя инвентаризационная комиссия и проверяющие работники, привлекают независимых ревизоров.

Выборочная

Переучет ценностей из области ответственности конкретного сотрудника.

По условиям проведения

Обязательная

В соответствии с действующим законодательством, проводится раз в год.

Инициативная

По инициативе руководителя.

По способу проведения

Натуральная

Ревизия имущества и ценностей по фактическому наличию.

Документальная

Ревизия продукции и активов по документальным данным либо в электронном виде, либо в печатном.

Как учесть человеческий фактор при инвентаризации

Регулярная ревизия нужна для своевременного выявления недобросовестных действий работников и ошибок, связанных с человеческим фактором.

При этом важно, чтобы инвентаризация была не просто формальным мероприятием, а способом получения информации, которая соответствуют действительности.

Для этого важно соблюдать два условия:

  • Инвентаризация не должна повышать загруженность персонала.

Если назначаете штатного сотрудника для проведения ревизии, освободите его от непосредственных обязанностей на это время. Либо привлеките стороннего внешнего специалиста для проверки.

  • Цель инвентаризации — провести точные подсчеты и итоги по остаткам, а не те, которые выгодны сотрудникам, которые проводят переучет.

Организация инвентаризации

Член инвентаризационной комиссии – материально ответственное лицо. Какие могут быть последствия?

Читайте также:  Распределение налогового вычета между супругами

Не допускается включение в состав инвентаризационной комиссии лиц, на которых возложена материальная ответственность за объекты, проверяемые этой комиссией (п. 20 ФСБУ 28/2023). Проверяющее лицо должно быть максимально незаинтересованным. По соображениям здравого смысла возможный конфликт интересов необходимо учитывать при формировании инвентаризационных комиссий и тогда, когда материальная ответственность не присутствует.

Результаты инвентаризации с нарушением требований не могут быть приняты к бухгалтерскому учету, а фактическое наличие активов, которые были проинвентаризированы, не может признаваться подтвержденным.

Какими упрощениями могут воспользоваться малые предприятия?

ФСБУ 28/2023 не содержит упрощенных способов для организаций, которые имеют право на них в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», а это МСП с некоторыми исключениями по сферам деятельности, НКО и резиденты «Сколково» (п.п. 4 и 5 статьи 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Однако стандарт допускает упрощенные процедуры инвентаризации для организаций, где присутствует только директор или директор и главный бухгалтер. Они могут не создавать инвентаризационных комиссий. Кроме того, инвентаризацию может проводит ревизионная комиссия, если она наделена по уставу этими полномочиями. Организация может заключить договор на проведение инвентаризации с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором. Тогда тоже не потребуется создание инвентаризационной комиссии.

Как перейти на ФСБУ 28/2023?

Какого-либо специального перехода на новый стандарт не требуется. Для подготовки к началу применения нужны организационные решения в целях настройки процессов и подготовки задействованного персонала.

Целесообразно провести анализ положений документооборота и других регламентирующих документов на предмет соответствия процедур работы инвентаризационных комиссий требованиям к определению фактического наличия объектов инвентаризации, уделив особое внимание специфике инвентаризации с применением альтернативных способов для материальных объектов, способам документальной проверки и проведения расчетов для нематериальных и финансовых объектов, в частности оценочных резервов, обесценения активов, отложенных налогов. Целесообразно разработать формы специальных документов инвентаризации различных видов активов, а также документов для двухэтапного процесса инвентаризации: этапа получения данных об объектах и этапа формирования бухгалтерских оценок.

Подходы к формированию инвентаризационных комиссий могут быть изменены при применении ФСБУ 28/2023. Численный состав инвентаризационной комиссии должен быть не менее 5 человек (п. 22 ФСБУ 28/2023). Комиссия может быть одна или несколько (п. 19 ФСБУ 28/2023). Структура комиссий может быть сформирована по функциональному признаку, организационной структуре организации и сочетая разные подходы к разделению полномочий. Например, для инвентаризации запасов комиссии могут быть сформированы на уровне подразделений, а для инвентаризации финансовых вложений, оценочных резервов и иных аналогичных активов и обязательств комиссия будет действовать на уровне аппарата управления организацией в целом. Инвентаризационная комиссия должна быть достаточно компетентной, чтобы не просто сверить номенклатуру объектов по инвентаризационной ведомости, но и провести необходимые оценки и подтвердить их обоснованность. Возможно, для выполнения инвентаризационной комиссией своих задач необходимо наделить ее полномочиями привлекать узких специалистов и получать от них заключения. Для каких-то организаций целесообразно наделить полномочиями проведения инвентаризации ревизионную комиссию или заключить договор с аудиторской организацией.

Образец приказа о создании инвентаризационных рабочих комиссий по участкам учета

На крупных предприятиях существует необходимость формирования нескольких групп инвентаризаторов. Нужно учитывать, что материально ответственные лица в конкретной области учета не могут быть проверяющими, но должны присутствовать при проведении инвентаризации. В таком случае требуется заменять одного или нескольких сотрудников на тех, что не заинтересованы в результатах.

Например, проверка производственного участка проводится административными рабочими, чтобы служащие цеха не были включены, и наоборот.

Сама процедура не сильно отличается от обычного создания приказа, единственное исключение составляет то, что надо четко разграничить зоны, а также в соответствии с каждым назначить проверяющих. Это можно сделать в формате таблицы или просто расписаться отдельными пунктами. Четкого установленного образца нет, разработка документа полностью ложиться на руководителей фирмы.

Обязательные данные:

  • название и форма хозяйственной деятельности;
  • номер распоряжения;
  • нормативная база, в соответствии с которой назначаются ответственные;
  • срок активности комиссии (на постоянной основе или для полной проверки);
  • список работников, включенных в состав по каждой отдельной зоне ответственности (материальные ценности, нематериальные активы, расчеты с покупателями и др.);
  • обязанности;
  • должность и инициалы лица, ответственного за исполнение приказа;
  • Ф. И. О и подпись инициатора.

Каждый из участников должен до начала проведения работ ознакомиться с документом и поставить подпись. Если кто-то из членов не может до старта явиться для выполнения возложенных на него обязательств, то следует издать дополнительное распоряжение о его замене.

Сущность инвентаризации в бюджетном учреждении

Инвентаризация предполагает проверку наличия и состояния имущества на установленную дату и соответствие такой информации данным проводимого в бюджетном учреждении бухучета. Сущность инвентаризации заключается в том, чтобы сравнить фактическую и учетную информацию между собой и выявить ошибки бухгалтеров или материально-ответственных лиц, исправить их в отчетном периоде и в последующем не допускать. Также инвентаризация необходима в том случае, когда предполагается факт хищения и присвоения государственного имущества виновной стороной.

Читайте также:  Упрощенное получение гражданства РФ с октября

Инвентаризация обязательна к проведению при наступлении определенных ситуаций, к которым относятся:

  • реорганизация учреждения;
  • смена или увольнение материально-ответственных лиц;
  • составление годовой финансовой и бухгалтерской отчетности;
  • подозрения по факту хищения или кражи;
  • чрезвычайная ситуация вследствие стихийного бедствия.

Всю процедуру проведения инвентаризации можно условно разделить на несколько взаимосвязанных этапов, к которым относятся:

Этап

Описание

Подготовительный Руководителем издается приказ, документы проводятся в бухучете, создается инвентаризационная комиссия
Фактический Комиссия осуществляет перепись наименований и количества объектов ревизии, составляет инвентаризационные описи
Сличительный Комиссия сличает данные фактического и бухгалтерского учета, выявляет отклонения, составляет сличительные ведомости
Заключительный Комиссия формирует результаты инвентаризации и вносит предложения по усовершенствованию учета, руководитель издает приказ о результатах инвентаризации и привлечении к ответственности виновников

Каждый из этих этапов важен, поскольку от него зависят результаты инвентаризации, поэтому к каждому из них должен быть организован тщательный и аккуратный подход. Нужно учитывать, что для получения максимально достоверных данных необходимо проконтролировать, чтобы бухгалтеры и материально-ответственные лица в полной мере выполнили поставленные перед ними задачи, а также в состав комиссии входили только ответственные сотрудники. Кроме того, при проведении фактического этапа инвентаризации при перерывах в данном процессе помещения должны быть опечатаны, а документы спрятаны в сейфах, закрываемых на ключ.

Выявлены неучтенные объекты ОС

При выявлении не принятых на учет ОС комиссия должна включить в опись правильные сведения и технические показатели (п. 3.3 Методических указаний № 49). Выявленные при инвентаризации активы, отвечающие признакам ОС, указанным в п. 4 ФСБУ 6/2020 «Основные средства», принимаются к бухучету по справедливой стоимости (п. 14 ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения») и отражаются по дебету счета 08 (01) в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы».

Срок полезного использования выявленного ОС определяется при его принятии к бухгалтерскому учету.

В целях налогообложения стоимость обнаруженного имущества признается внереализационным доходом. Первоначальной стоимостью ОС признается его рыночная стоимость (п. 20 ст. 250 НК РФ, абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ). Эту величину нужно подтвердить документально.

Для этого могут быть использованы данные о ценах на аналогичные основные средства, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в СМИ и специальной литературе; экспертные заключения (например, оценщиков) о стоимости отдельных объектов основных средств. Начисление амортизации по ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором оно было введено в эксплуатацию.

Выявлена недостача ОС

При обнаружении недостачи отражается выбытие объекта ОС (п. 40-42 ФСБУ 6/2020). Списание объекта оформляется актом (форма № ОС-4), утверждаемым руководителем организации. На основании этого акта, переданного бухгалтерской службе, в инвентарной карточке (форма № ОС-6) делается отметка о выбытии.

В бухгалтерском учете отражается:

  1. Дебет 01.«Выбытие основных средств» Кредит 01. «Первоначальная стоимость» — списана первоначальная стоимость ОС;
  2. Дебет 02 Кредит 01.«Выбытие основных средств» — списана накопленная амортизация;
  3. Дебет 94 Кредит 01.«Выбытие основных средств» — списана остаточная стоимость объекта.

В зависимости от наличия виновного лица недостача списывается:

  1. Дебет 73 Кредит 94 — установлено виновное в недостаче лицо;
  2. Дебет 73 Кредит 98 — отражена разница между рыночной и остаточной стоимостью имущества;
  3. Дебет 51 Кредит 73 — взыскан ущерб в размере рыночной стоимости имущества с виновного лица;
  4. Дебет 98 Кредит 91.«Прочие доходы» — признан прочий доход;
  5. Дебет 91.«Прочие расходы» Кредит 94 — конкретный виновник отсутствует.

Как документально оформить результаты проверки

Результаты оформляйте на бумажных носителях и подшивайте в отдельную папку.

Рекомендуем следующий пакет документов:

  • приказ директора о проведении;
  • инвентаризационная опись ТМЦ (форма ИНВ-3 или ваша);
  • сличительная ведомость (форма ИНВ-19 или ваша);
  • письменные объяснения материально ответственных лиц приложите к описям;
  • приказ руководителя о списании недостач, оприходовании излишков.

Для бюджетных предприятий:

  • результаты отражаем в акте по форме 0504835, данные берем из описей;
  • есть расхождения — оформляем ведомость расхождений по форме 0504092.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *