Должностная инструкция эколога

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностная инструкция эколога». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Современному экологу необходимо иметь навыки по освоению и внедрению стандартов серии ISO, в частности международного стандарта ISO 14000 — основополагающего документа для предприятий в направлении природоохранной деятельности.

  1. Инженер по охране окружающей среды (эколог) относится к категории специалистов.
  2. На должность:
    • инженера по охране окружающей среды (эколога) назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы;
    • инженера по охране окружающей среды (эколога) II категории — лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера по охране окружающей среды (эколога) не менее 3 лет;
    • инженера по охране окружающей среды (эколога) I категории — лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в должности эколога II категории не менее 3 лет.
  3. Назначение на должность инженера по охране окружающей среды (эколога) и освобождение от нее производится приказом директора предприятия по представлению начальника отдела охраны окружающей среды.
  4. Инженер по охране окружающей среды (эколог) должен знать:
    1. 4.1. Экологическое законодательство.
    2. 4.2. Нормативные и методические материалы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.
    3. 4.3. Системы экологических стандартов и нормативов.
    4. 4.4. Производственную и организационную структуру предприятия и перспективы его развития.
    5. 4.5. Технологические процессы и режимы производства продукции предприятия.
    6. 4.6. Порядок проведения экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов.
    7. 4.7. Методы экологического мониторинга.
    8. 4.8. Средства контроля соответствия технического состояния оборудования предприятия требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования, действующие экологические стандарты и нормативы.
    9. 4.9. Передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
    10. 4.10. Порядок учета и составления отчетности по охране окружающей среды.
    11. 4.11. Основы экономики, организации производства, труда и управления.
    12. 4.12. Основы трудового законодательства.
    13. 4.13. Средства вычислительной техники, коммуникаций и связи.
    14. 4.14. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
  5. Инженер по охране окружающей среды (эколог) непосредственно подчиняется
  6. На время отсутствия инженера по охране окружающей среды (эколога) (болезнь, отпуск, командировка, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременной исполнение возложенных на него обязанностей.

Почему на предприятии обязательно нужен эколог

Это требование закона. И касается оно лишь организаций, чья работа может сказаться на состоянии окружающей среды. Благодаря чему должность эколога стала крайне востребованной. Он помогает улучшить производство, сделать его безопасным для природы и людей, что повышает рыночный спрос.

Эколог на предприятии

Крупные учреждения имеют целые отделы экологической безопасности. Фирмы поменьше ограничиваются одним-двумя сотрудниками. Впрочем, обязанности эколога может одновременно совмещать:

  • сам директор компании, если имеет подобную специализацию;
  • главный инженер — ему проще, ведь такой человек знает о производственном процессе все;
  • инженер по охране труда;
  • технолог.

Расширить функциональные обязанности действующему сотруднику проще, он знает родную компанию и может действовать эффективнее. Чем новый человек, которого наняли отдельно.

1.1. Инженер по охране окружающей среды (эколог) относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с нее приказом директора предприятия по представлению начальника отдела охраны окружающей среды.

1.2. На должность инженера по охране окружающей среды (эколога) I категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера по охране окружающей среды (эколога) II категории не менее [значение] лет; на должность инженера по охране окружающей среды (эколога) II категории — лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера по охране окружающей среды (эколога) не менее [значение] лет; на должность инженера по охране окружающей среды (эколога) — лицо, имеющее высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы.

Читайте также:  Учет основных средств при УСН

1.3. Инженер по охране окружающей среды (эколог) непосредственно подчиняется начальнику отдела охраны окружающей среды.

1.4. Во время отсутствия инженера по охране окружающей среды (эколога) (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его должностные обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, который несет полную ответственность за качественное и своевременное их выполнение.

1.5. В своей деятельности инженер по охране окружающей среды (эколог) руководствуется:

— законодательными и нормативными актами по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

— методическими материалами по соответствующим вопросам;

— уставом предприятия;

— правилами трудового распорядка;

— приказами и распоряжениями директора предприятия (непосредственного руководителя);

— настоящей должностной инструкцией.

1.6. Инженер по охране окружающей среды (эколог) должен знать:

— экологическое законодательство Российской Федерации;

— нормативные и методические материалы по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;

— системы экологических стандартов и нормативов;

— производственную и организационную структуру предприятия и перспективы его развития;

— технологические процессы и режимы производства продукции предприятия;

— порядок проведения экологической экспертизы предплановых, предпроектных и проектных материалов;

— методы экологического мониторинга;

— средства контроля соответствия технического состояния оборудования предприятия требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования, действующие экологические стандарты и нормативы;

— передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

— порядок учета и составления отчетности по охране окружающей среды;

— основы экономики, организации труда, производства и управления;

— средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

— правила и нормы охраны труда.

Для понимания сути деятельности эколога на предприятии обратимся к Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих и «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по экологической безопасности (в промышленности)».

Круг обязанностей эколога достаточно широк. Цель работы – исполнение и контроль за соблюдением требований законодательства в области охраны природы, минимизация вредного влияния на среду, бережное отношение к ресурсам. Что для этого он может ?

Инженер-эколог должен привлекаться ко всем планам модернизации и увеличения производства, в том числе при планировании внедрения новых технологий. Он – полноправный участник экспертиз всех грядущих изменений на предприятии, а также исследовательских работ по предотвращению загрязнений. Кроме того, специалиста по экологии привлекают к деятельности проверяющих комиссий.

Согласно № 7-ФЗ, предприятия, относящиеся к I, II, III категориям, обязаны вести производственный экологический контроль, разработав для этого программу .

Инженер по экологии составляет план мероприятий по защите окружающей среды и отслеживает выполнение. Он участвует в подготовке технологических регламентов, графиков аналитического контроля, паспортов, инструкций, других документов. Значительной частью его обязанностей является работа с отчетностью, передача ее надзорным органам, в том числе статистика, мониторинг окружающей среды и т.д.

Мне приходилось работать с торговыми центрами, с жилыми зданиями и даже с автомойками — для последних рассчитывался размер санитарно-защитной зоны и делался проект утилизации отходов и снижения использования электроэнергии.

В перспективе зелёным строительством могут заинтересоваться девелоперы жилых зданий, фармацевтические и косметические производства. Это важно для имиджа и снижения операционных затрат.

Мы делали проект нормативов образования отходов и их размещения и расчёт экоплатежей для кинотеатра «Пушкинский». У них три вида отходов: пищевые отходы кухонь, мусор бытовых помещений и ртутные лампы. Мы подготавливали документацию и согласовывали её с профильными ведомствами. Более творческие проекты — работа с санитарно-технической зоной. На основе замеров и расчётов уровня загрязнения и шума эту зону можно сократить или расширить. Такие проекты у нас были с мебельной фабрикой и халяльным мясоперерабатывающим комбинатом.

Должностная инструкция инженера по охране окружающей среды (эколога)

Важно

Осуществляет в срок, указанный в действующем законодательстве, передачу информации об обнаружении высоких уровней загрязнения, а также выявлении признаков возникновения чрезвычайной ситуации (по визуальным и органолептическим признакам). 3. Права Эколог имеет право: 3.1. Представлять на рассмотрение начальнику экологического отдела предложения по совершенствованию процессов, связанных с предоставлением услуг, в части, касающейся воздействия на окружающую среду. 3.2. Принимать участие в совещаниях по производственным вопросам.

Читайте также:  Какой по новым правилам может быть площадь личного садового участка?

3.3. Пользоваться всеми средствами связи и осуществлять переписку с национальными и международными организациями для выполнения своих должностных обязанностей. 3.4. Подписывать и визировать документы в пределах своих полномочий. 3.5. Ставить вопрос о рассмотрении возможности повышения своей компетентности (квалификации).
3.6.

Должностная инструкция ответственного за обеспечение экологической безопасности

По ряду договоров есть необходимость, чтобы эколог был поставлен в известность о данном действии для внесения изменений в природоохранную документацию (например, договора аренды автомобиля или площадки). В этом случае целесообразно, чтобы был определен тип договоров, которые эколог визирует грифом «Ознакомлен».

  • Обеспечение эффективности охраны окружающей среды на предприятии. Соответствия требованиям законодательства желательно добиваться максимально эффективным путем.

    Предупреждение воздействий лучше, чем борьба с ними. Таким образом, эколог анализирует природоохранную деятельность на предприятии, выявляет наиболее затратные процессы, например, исходя из рассчитываемой суммы платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Обязательна ли должностная инструкция

Трудовой кодекс не оговаривает ни обязанности работодателя разработать должностную инструкцию; более того, он не оговаривает такого локального нормативного акта вообще. Для отдельных ведомств и профессий (например, для частного детектива или персонала физической защиты ядерного объекта) обязанность разработать должностную инструкцию установлена отдельными федеральными нормативными актами.

В случае с экологом законодатель оставляет решение о разработке инструкции на усмотрение работодателя. При этом в разъяснениях Роструда, данных по этому вопросу (Письмо Роструда от 30.11.2009 N 3520-6-1 и др.), содержится рекомендация разрабатывать ДИ для тех случаев, когда все обязанности работника невозможно уместить в трудовом договоре.

Если руководитель все же решит, что потребуется разработать должностные инструкции, то потребуется:

  • подготовить инструкции на все должности, имеющиеся в штатном расписании (все те же рекомендации Роструда);
  • соблюсти процедуру согласования и утверждения, принятую для локальных нормативных актов организации) и утвердить и ввести в действия инструкцию приказом;
  • обеспечить ознакомление уже работающих сотрудников с инструкциями, а также, в целях соблюдения ст. 68 ТК РФ, обеспечить возможность ознакомления с инструкцией вновь принимаемых работников до момента подписания ими трудового договора.

Допускается разрабатывать должностную инструкцию как документ — приложение к трудовому договору.

Разработка инструкций и приказов в области охраны окружающей среды на предприятии.

В состав природоохранной документации на предприятии в обязательном порядке должны входить разработанные приказы
и инструкции
в области охраны окружающей среды.
Они позволяют более эффективно вести экологическую деятельность и осуществлять контроль за корректным исполнением требований природоохранного законодательства.

ПОДРОБНЕЕ ПРО
ИНСТРУКЦИИ И ПРИКАЗЫ

Необходимость иметь у себя в организации инструкции и приказы по экологии относится к абсолютному большинству предприятий в РФ.

Они входят в состав основополагающей документации, грамотное оформление которой предшествует последующей разработке целого ряда природоохранных документов на предприятии (к примеру, программы экологического контроля (ПЭК), плана мероприятий при НМУ и т.д.)

Из всего многообразия документации по охране окружающей среды, которые должны быть на предприятиях, возможно выделить организационные и распорядительные документы.

ИНСТРУКЦИИ
(организационные документы):

Организационные документы главным образом имеют своей целью определить структуру проведения какой-либо деятельности. В области обеспечения экологической безопасности на предприятии к ним относятся инструкции по охране окружающей среды.

Технологии не стоят на месте, а потому промышленная экология и безопасность требуют постоянной модернизации мощностей. Для того чтобы владелец знал, что и как менять, раз в пять лет проводится особый аудит. В случае реконструкции исследования проводят гораздо чаще. Во время аудита осуществляются измерения, а также оценка производственных процессов, влияющих на окружающую среду и сотрудников предприятия. Исходя из полученных данных, владельцу даются предписания относительно того, как организовать технологию и снизить загрязнение. Кроме того, мероприятия по экологической безопасности предприятия предусматривают установку очистных сооружений и осуществление соответствующей модернизации производства.

Любое предприятие на территории России, согласно законодательству, для осуществления своей деятельности должно разработать целую систему инженерно-технической документации. В ней организации следует четко указать предельно допустимое и временно согласованное количество выбросов, сбросов и лимитов размещения отходов. По этим данным оценивается экологическая безопасность на предприятии, воздействие мощностей на гидросферу, атмосферу и окружающую среду в общем. Достоверность этих документов, как говорилось ранее, проверяется раз в пять лет во время аудита.

Читайте также:  Путевой лист для ИП 2023

Получив предписания, предприятие обязуется самостоятельно, без надзора, им следовать, вплоть до очередной проверки. То есть действует своеобразная организация считается законопослушной, пока не будет доказано обратное. Но это не значит, что, пройдя проверку, можно жить спокойно следующие несколько лет. Дело в том, что местные и федеральные органы надзора могут провести аудит в любое время. Причем как плановый, так и спонтанный, спровоцированный местными жителями, пожаловавшимися, например, на чрезмерный шум или загазованность.

Разрешительная документация: последствия неполучения

Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности по:

  • ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней;
  • ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ или ч. 1 ст. 8.14 – максимальные размеры административного штрафа для юридического лица составляют соответственно 40 000 рублей и 100 000 рублей (по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней);
  • ст. 8.2 КоАП РФ – максимальный размер административного штрафа для юридического лица составляет 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Постановка объекта на государственный учет

С 1 января 2020 года необходимость постановки любого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, его эксплуатирующим, является обязательным природоохранным требованием (п. 1 ст. 69.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»). В рамках постановки объекта на государственный учет производится присвоение каждому объекту одной из четырех категорий, от отнесения к которым зависят количество и характер применяемых к объекту требований в области охраны окружающей среды. Рис. Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям Так, все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п.1 ст. 4.2 ФЗ «Об охране окружающей среды»):

  • объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;
  • объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, —объекты II категории;
  • объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты III категории;
  • объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — объекты IV категории.

Следует отметить, что отнесение объекта к конкретной категории имеет максимальное значение для цели дальнейшего определения перечня требований, которые являются обязательными для соблюдения на соответствующем объекте хозяйственной деятельности (например, объекты IV категории освобождены от основных природоохранных обязанностей, связанных с оформлением разрешительной документации, представлением отчетности, внесением платежей за НВОС, а также исключены из объектов, подлежащих плановому государственному экологическому надзору), ФЗ от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ. Порядок постановки объекта на государственный учет зависит от момента введения объекта в эксплуатацию и определяется с учетом следующих особенностей:

  • в отношении объектов, вводимых в эксплуатацию после 1 января 2015 г. хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку указанных объектов на государственный учет в течение 6 месяцев с момента введения их в эксплуатацию.
  • в отношении действующих по состоянию на 1 января 2020 г. объектов (т.е. ранее объектов, эксплуатация которых началась до 1 января 2020 г.) хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить постановку таких объектов на государственный учет до 1 января 2017 г.

При этом выполнение указанных положений законодательства на настоящим момент невозможно в связи с том, что до настоящего времени не утверждены подзаконные нормативные правовые акты, устанавливающие:

  • а) порядок постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет (равно как и форму заявления для постановки на государственный учет);
  • б) критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к I-IV категориям.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *