Регистрация АНО (автономной некоммерческой организации)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регистрация АНО (автономной некоммерческой организации)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Учредители, то есть создатели хозяйствующего субъекта, должны выполнять одновременно несколько обязательных требований. Создателем могут выступать только трудоспособные и совершеннолетние граждане. Юридические лица, уже зарегистрированные на территории Российской Федерации, имеют право на создание НКО. Право создания сохраняется за публичными юридическими лицами. Это Российская Федерация, субъекты и муниципальные образования нашей страны.

Про АНО простыми словами


Автономная некоммерческая организация, благодаря своей гибкости и удобству, вероятно, самая популярная форма некоммерческих организаций в России.

В соответствии со статьей 123.24 Гражданского кодекса автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Если простыми словами, АНО — это одна из разновидностей юридических лиц (подвид семейства некоммерческих организаций), предназначенная для того, чтобы оказывать общественно полезные услуги в какой-либо области за плату или бесплатно, а также взаимодействовать с гос. органами и иными лицами для совместного решения социально значимых проблем. Если еще проще — АНО, как муниципальное учреждение, но только созданное в частном порядке, без директивы от государства. С точки зрения выполняемых функций они очень похожи, часто — взаимозаменяемы (об отличиях — ниже).

Подобно муниципальным учреждениям АНО берёт на себя определенную общественно значимую функцию в области образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной или научной деятельности, либо решение какой-либо важной проблемы. Часто подобные организации создаются в качестве альтернативы существующим муниципальным детским садам, школам, реабилитационным центрам, социальным учреждениям, когда последние не справляются со своими задачами. Либо для реализации социальных, культурных, научных, экологических проектов и получения грантов на эти цели.

Кто может учредить НКО

Количество учредителей не ограничено нормами действующего законодательства. Соответственно, в регистрации нового юридического лица может участвовать любое количество учредителей. А вот требования к количеству участников НКО устанавливаются в зависимости от организационно-правовой формы. Рассмотрим следующие правила:

  1. При создании общественной организации должно быть не менее 3 участников (ст. 123.5 ГК РФ).
  2. При создании профсоюза постоянными являются 2 и более участников (ст. 123.9 ГК РФ).

это одна из наиболее распространенных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Фонд создан для определенных социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных некоммерческих целей путем сбора имущественных взносов.

По сравнению с другими формами некоммерческих организаций фонд имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, он не основан на членстве, поэтому члены не обязаны участвовать в деятельности фонда и лишены права участвовать в управлении его делами. Кроме того, фонд является полным собственником своего имущества, а его учредители (участники) не отвечают по долгу. При ликвидации фонда имущество, оставшееся после погашения долгов, не подлежит распределению между учредителями и участниками.

Правоспособность фонда ограничена: он вправе осуществлять только ту предпринимательскую деятельность, которая соответствует целям его создания, прописанным в уставе. В связи с этим закон позволяет фондам участвовать в предпринимательской деятельности как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества.

В отличие от ряда других некоммерческих организаций, фонд не имеет права участвовать в коммандитном товариществе в качестве вкладчика. Учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Деятельность фонда в сфере недвижимости должна осуществляться публично, а для контроля за соответствием деятельности фонда положениям его устава создаются попечительский совет и контрольно-ревизионный орган (ревизионная комиссия).

Попечительский совет фонда осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием решений другими органами фонда и обеспечивает их выполнение, использование средств фонда и соблюдение фондом законодательства. Попечительский совет фонда может обратиться в суд с заявлением о ликвидации фонда или о внесении изменений в устав в случаях, предусмотренных законом. Решения, принимаемые попечительским советом, носят рекомендательный характер, в отличие от решений органов управления и исполнительных органов.

Члены попечительского совета Фонда исполняют свои обязанности в этом органе на общественных началах (добровольно) и не получают вознаграждения за эту деятельность. Порядок формирования и деятельности попечительского совета определяется уставом, утверждаемым его учредителями.

Внесение изменений в устав фонда, а также его ликвидация возможны только в судебном порядке.

Как зарегистрировать НКО

В отличие от обычных коммерческих организаций регистрацией НКО занимается Минюст за некоторым исключением. В его компетенцию не входит регистрация потребительских кооперативов и товариществ собственников недвижимости (ТСЖ, СНТ и другие), подавать по ним документы нужно в ФНС.

Очень важен этап предварительной подготовки — определение целей, составление устава, выбор названия.

Пошагово регистрация НКО выглядит так:

  1. Чтобы правильно выбрать форму НКО надо определиться для каких целей она создается, выбрать подходящие коды ОКВЭД.
  2. Установить юридический адрес, это местонахождение исполнительного органа, который, как и у ООО, может быть единоличным или коллегиальным. Минюст вправе проверить юрадрес некоммерческой организации. Заранее запаситесь гарантийным письмом от собственника, в нем указывается, что он владеет помещением на таких-то основаниях и готов предоставить адрес для размещения там НКО. Прикладывается копия правоустанавливающего документа.
  3. С названием есть одна особенность — в нем должна озвучиваться конкретная форма НКО и направление деятельности. Например: Благотворительный фонд помощи многодетным семьям «Звездочка» или Товарищество собственников жилья «Долгострой». Также может быть отражена привязка к конкретному региону (Региональная общественная организация «Пчеловоды Урала»). Не используйте в наименовании иностранные слова или слово «партия» (если конечно вы не собрались регистрировать именно политическую партию, что вряд ли). Для использования слов Москва или Россия и их производных потребуется специальное разрешение, так что по возможности и их избегайте.

Ахтунг! Проверяйте наименование в реестре, если такая организация уже зарегистрирована, вам откажут.

  1. Далее готовим устав. Он должен включать все основные сведения: наименование, местонахождение, порядок управления, порядок вступления и выхода учредителей, созыва собрания, источники имущества и правила распоряжения ими, порядок внесения изменений или ликвидации, а также другую информацию.
  2. Заполняем заявление на регистрацию. Форма такая же, как для ООО — Р11001. К заявлению необходимо приложить — в двух экземплярах решение (протокол) о создании, документ об уплате госпошлины, устав НКО в 3-х экземплярах. Можно добавить гарантийное письмо об адресе, о котором говорилось выше, но это не обязательный документ.
  3. Что касается госпошлины, то ее размер — 4000 рублей, как и при регистрации других компаний. Есть и некоторые исключения. К примеру для МФО пошлина всего 1500 рублей.
  4. Передаем документы в Минюст — ждем 14 дней. Потом, если все хорошо, документы из Министерства передаются ФНС и она вносит НКО в реестр ( еще 5 дней), ФНС сообщает Минюсту о внесении в реестр ( 1 день), а тот выдает свидетельство о регистрации ( 3 дня). Все сроки указаны в рабочих днях.

Религиозные организации могут подвергнуть религиоведческой экспертизе и процесс затянется, также более тщательную проверку проходят политические партии. При регистрации напрямую в ФНС ( допустим для товарищества собственников жилья) срок будет намного короче.

Читайте также:  Материальная поддержка семей (опека, попечительство)

Виды НКО и ограничения в части состава и числа учредителей

В законах о конкретных видах НКО может содержаться запрет на учреждение организации физическими или юридическими лицами. Законом также могут предъявляться определенные требования к числу учредителей НКО.

Ввиду многообразия форм НКО, рассмотрим некоторые из них:

1. Общественные объединения, которые могут создаваться в форме общественной организации, движения, фонда, учреждения, органа общественного учреждения и политической партии (Закон «Об общественных объединениях»).

Учредителями этих НКО могут быть физические и юридические лица, которые имеют статус общественных объединений, а количество учредителей должно быть не менее трех. Например, 2 физических лица и одно общественное объединение.

2. Общины малочисленных народов, которые создаются учредителями — физическими лицами, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет, а количество учредителей должно быть не менее трех.

3. Религиозные организации, к которым предъявляются разные требования в зависимости от их уровня.

В силу специфики данного НКО учредителями местной религиозной организации могут быть только граждане РФ, постоянно проживающие в одной местности, городском или сельском поселении.

Количество участников — не менее 10 и старше 18 лет.

Для централизованных религиозных организаций требования иные. Их учредителями могут быть не менее 3 местных религиозных организаций одного вероисповедания.

4. Фонды, которые могут создаваться гражданами и юридическими лицами. Никаких ограничений по количеству учредителей в Фондах нет.

Особенностью создания благотворительных фондов является то, что его учредителями не могут быть государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия, а также органы местного самоуправления и органы государственной власти.

5. Государственные корпорации и компании, учредителями которых является Российская Федерация.

Например, госкорпорация «Роскосмос».

6. Государственные и муниципальные учреждения, которые могут создаваться в форме автономных, бюджетных и казенных.

Такие НКО могут иметь только одного учредителя. Это либо РФ, либо субъект РФ, либо муниципальное образование.

7. Частные учреждения создаются либо гражданином, либо юридическим лицом.

8. Автономные некоммерческие организации, которые могут создаваться гражданами и юридическими лицами. Никаких ограничений по количеству учредителей в АНО нет.

9. Ассоциации или союзы, которые могут создаваться гражданами и юридическими лицами. Количество учредителей — не менее двух.

10. ТСЖ, учредителями которого являются собственники помещений в многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах или собственники жилых домов, которые приняли решение создать товарищество собственников жилья. Количество таких граждан-собственников жилья не ограничено.

11. Потребительские кооперативы могут учреждаться гражданами, достигшими 16 лет и юридическими лицами. Законом предусмотрено ограничение по количеству учредителей — не менее пяти граждан и (или) трех юридических лиц.

Пальму первенства среди распространенных видов НКО держат различного рода ассоциации или союзы. Такая форма НКО существует еще со времен Ильфа и Петрова. Достаточно вспомнить небезызвестный союз «Меча и орала».

Учредителями ассоциаций могут быть как компании, так и граждане.

Их популярность объясняется разнообразием интересов их создателей.

Например, любители бенгальской породы кошек создают клуб любителей кошек. Как правило, такие клубы объединяет большое количество людей, которых связывает общность интересов. Для членов клуба установлены определенные привилегии в части участия в специализированных выставках, покупке кормов и аксессуаров для животных.

В этом случае, чаще всего, граждане или компании останавливают свой выбор на такой форме НКО как ассоциации или союзы. Такие ассоциации создаются любителями животных, природы, спорта и физкультуры, охраны природы и т.п. Из самого названия ассоциации явствует целевой характер НКО.

Например, Ассоциации «Клуб любителей животных», «Собственников земельных участков коттеджного поселка», «Гимнастический клуб», «Банковский союз», частных охранных предприятий и детективов «Гарант Безопасности», «Профсоюз работников торговли», «Судебных экспертов и оценщиков».

При создании ассоциаций нужно учитывать ограничения в части ее учредителей — не менее двух человек.

Какие есть положительные моменты при создании ассоциации?

Плюсы такой формы НКО — мобильность ее членов. Член ассоциации может покинуть ее по доброй воле в любое время либо может быть исключен в определенных уставом случаях (п.1 и п. 2 ст. 123.11 ГК РФ).

Начальный этап инструкции, что нужно для открытия НКО, заключается в определении вида создаваемой организации. Действующим законодательством предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих структур:

  • казачьи общества;
  • общины коренных малочисленных народов РФ;
  • государственные корпорации и компании;
  • ассоциации (союзы), например, ассоциации инвалидов или ветеранов;
  • потребительские кооперативы;
  • общественные и религиозные организации (объединения);
  • нотариальные палаты;
  • ТСЖ;
  • фонды;
  • некоммерческие партнерства;
  • государственные, бюджетные и частные учреждения;
  • автономные некоммерческие организации.

Правовое регулирование вопросов деятельности некоммерческих структур определено в нескольких категориях нормативных актов, в них указано, что необходимо для открытия НКО. Основными документами являются:

  1. Гражданский кодекс РФ.
  2. Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 «Об НКО».

Эти нормативы обязаны применять все НКО без исключения. А вот для отдельных видов организаций и предприятий предусмотрены дополнительные регламентирующие акты:

  1. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ.
  2. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 05.12.2005 № 154-ФЗ.
  4. Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ.

Цели создания организации

Автономная некоммерческая организация является новым видом некоммерческих организаций. Согласно Закону о некоммерческих организациях автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Целью создания и регистрации автономной некоммерческой организации является оказание населению услуг в сфере науки, образования, здравоохранения, медицины, физкультуры, права, спорта, культуры и искусства и других сферах. В соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» АНО может создаваться для достижения социальных, культурных, образовательных, научных, благотворительных и управленческих целей. АНО открывается с целью удовлетворения духовных потребностей общества, развития детского и юношеского спорта, охраны здоровья населения, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, оказания помощи гражданам и организациям.

В такой форме могут создаваться негосударственные детские сады, школы, вузы, частные больницы и поликлиники, всевозможные спортивные клубы и оздоровительные центры и т.д. Следует иметь в виду, что условия налогообложения для этих организаций также будут более благоприятными, чем для коммерческих юридических лиц, которые будут заниматься подобной деятельностью.

Основной отличительный признак АНО по сравнению с другими формами некоммерческих организаций заключается в возможности оказания платных услуг, т.е. наличия права получения дохода от платной деятельности автономной некоммерческой организации в различных сферах общественной жизни. Другие виды некоммерческих организаций не вправе заниматься оказанием платных услуг. Исключение составляют лишь частные учреждения, которые могут оказывать услуги только в сфере науки и образования (при наличии лицензии), здравоохранения, культуры и искусства.

Автономная некоммерческая организация, как и любой другой вид НКО, не может осуществлять предпринимательскую деятельность в целях извлечения прибыли, а также не может распределять прибыль между учредителями АНО и органами управления АНО. Согласно действующему законодательству о некоммерческих организациях АНО вправе осуществлять оказание платных услуг, доходы от которых должны быть направлены на реализацию целей деятельности организации, указанных в уставе автономной некоммерческой организации.

Автономная некоммерческая организация имеет общие черты с учреждениями и фондами. Наряду с фондами и учреждениями автономная некоммерческая организация не имеет членства. Однако, в отличие от учреждений — субъектов права оперативного управления данная организация, как и фонд, обладает правом собственности на свое имущество, в том числе переданное ей в качестве вклада учредителями. При этом учредители автономной некоммерческой организации, как и учредители фонда, не приобретают никаких прав на ее имущество и не несут ответственности по ее обязательствам. Определение автономной некоммерческой организации почти совпадает с определением фонда, различаясь лишь незначительно, прежде всего – целями создания. Так, автономная некоммерческая организация в отличие от фонда создается в целях предоставления услуг.

Читайте также:  Как вернуть деньги за качественный товар, купленный через интернет

Из признака отсутствия членства вытекает то, что круг учредителей автономной некоммерческой организации формируется при ее учреждении и в дальнейшем не может быть ни расширен, ни сокращен.

С юридической точки зрения, точное местонахождение юридического лица чрезвычайно важно, поскольку именно оно определяет место исполнения обязательств, подсудность споров и место уплаты налогов.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего органа. В случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности.

Сложившаяся в последние годы практика показывает возможность государственной регистрации юридического лица по месту жительства учредителя, директора организации.

Юридический адрес автономной некоммерческой организации – это фактический адрес, по которому находится АНО, где хранятся учредительные документы организации и где работает исполнительный орган управления НКО. Место нахождения автономной некоммерческой организации является адресом, по которому осуществляется связь с данной некоммерческой организацией.

Адрес места нахождения АНО содержится в ЕГРЮЛ. Автономная некоммерческая организация может быть зарегистрирована на домашнем адресе учредителя или руководителя АНО.

Для предоставления некоммерческой организации юридического адреса необходимо согласие собственника жилого (нежилого) помещения (гарантийное письмо, которое предоставляется в дальнейшем в территориальный орган юстиции) и наличие у него свидетельства о праве собственности на конкретное помещение (копия свидетельства о праве собственности в дальнейшем также предоставляется в территориальный орган юстиции).

Регистрация автономной некоммерческой организации. Как зарегистрировать АНО в Минюсте?

АНО — Автономная некоммерческая организация — является одной из форм некоммерческих организаций. Давайте разберем, как создать АНО в 2023 году. Эту статью писали 4 юриста регистратора НКО, которые регистрируют более 350 некоммерческих организаций в год. Ответим на главные вопросы и разберем главные ошибки:

  • Что такое АНО и зачем она нужна?
  • Регистрация АНО. Список документов и разработка устава АНО
  • Какова стоимость открытия АНО? Государственные расходы, пошлина, услуги специалистов
  • Срок регистрации АНО в Минюсте (Министерстве юстиций), вся процедура этого процесса
  • Что необходимо сделать после регистрации АНО?

Сведения и документы, которые необходимы для регистрации АНО

Для подготовки комплекта документов на госрегистрацию автономной некоммерческой организации важно заранее собрать необходимую информацию. В перечень сведений, которые понадобятся юристу для подготовки документации, входят:

  • Название создаваемой АНО, отражающее характер деятельности предприятия. Не стоит недооценивать этот пункт. Довольно часто встречаются отказы по причине несоответствия названия действующему законодательству. При этом, какой-либо конкретики Минюст не озвучивает, но оспорить такое решение проблематично. Наши юристы имеют большой опыт в регистрации НКО и помогут подобрать наименование, по которому не будет отказа.

  • Продуманная структура и состав органов управления. По учредителям и управленцам понадобятся копии паспортов и ИНН – если это физлица, и сведения из ЕГРЮЛ по юрлицам.

  • Документы на адрес, по которому будет зарегистрирована организация. Юрадрес тоже частый повод для отказов, поэтому ему стоит уделить особое внимание. Наши специалисты помогут проверить имеющийся и, при необходимости, окажут содействие в подборе нового юридического адреса.

  • Кроме того, необходимо продумать и четко сформулировать цели создаваемой АНО. Также предстоит выбрать систему налогообложения. Сотрудники Международной Юридической Компании готовы оказать помощь и в этих моментах.

Каков порядок государственной регистрации АНО?

Регистрацией некоммерческих организаций, в том числе АНО, занимается Минюст (см. Положение о Министерстве юстиции РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313). Документы, необходимые для регистрации АНО, нужно представить в уполномоченный орган или его территориальный орган в течение трех месяцев со дня принятия решения о создании такой организации (п. 4 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях). Какие именно следует подготовить документы, чтобы организация была зарегистрирована? Они перечислены в п. 5 ст. 13.1 Закона о некоммерческих организациях. Итак, это:

  • соответствующее заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его Ф.И.О. и контактных телефонов. Формы заявлений приведены в Приложении 1 к Постановлению Правительства РФ от 15.04.2006 N 212;
  • учредительные документы АНО в трех экземплярах;
  • решение о создании АНО и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
  • сведения об учредителях в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа АНО, по которому осуществляется связь с организацией;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.

Кроме того, если в наименовании АНО использованы личное имя гражданина, символика, защищенная законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полное наименование иного юридического лица как части собственного наименования, нужно представить документы, подтверждающие правомочия на их использование.

С юридической точки зрения, точное местонахождение юридического лица чрезвычайно важно, поскольку именно оно определяет место исполнения обязательств, подсудность споров и место уплаты налогов.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего органа. В случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности.

Сведения и документы, которые необходимы для регистрации АНО

Для подготовки комплекта документов на госрегистрацию автономной некоммерческой организации важно заранее собрать необходимую информацию. В перечень сведений, которые понадобятся юристу для подготовки документации, входят:

  • Название создаваемой АНО, отражающее характер деятельности предприятия. Не стоит недооценивать этот пункт. Довольно часто встречаются отказы по причине несоответствия названия действующему законодательству. При этом, какой-либо конкретики Минюст не озвучивает, но оспорить такое решение проблематично. Наши юристы имеют большой опыт в регистрации НКО и помогут подобрать наименование, по которому не будет отказа.
  • Продуманная структура и состав органов управления. По учредителям и управленцам понадобятся копии паспортов и ИНН – если это физлица, и сведения из ЕГРЮЛ по юрлицам.
  • Документы на адрес, по которому будет зарегистрирована организация. Юрадрес тоже частый повод для отказов, поэтому ему стоит уделить особое внимание. Наши специалисты помогут проверить имеющийся и, при необходимости, окажут содействие в подборе нового юридического адреса.
  • Кроме того, необходимо продумать и четко сформулировать цели создаваемой АНО. Также предстоит выбрать систему налогообложения. Сотрудники Международной Юридической Компании готовы оказать помощь и в этих моментах.

Регистрировать АНО самостоятельно или нанять юриста


При большом желании можно разобраться в любом вопросе. Правда, в случае с регистрацией АНО (если делать это в первый раз) на это точно уйдет много сил и времени.

К сожалению, скачать из интернета шаблоны и быстро их заполнить не получится. Все документы на открытие АНО нужно составлять очень вдумчиво, осмысленно и под конкретную ситуацию. Иначе их придется переделывать снова и снова после очередного отказа Минюста.

Расскажу о своих злоключениях при регистрации своей первой АНО (2016 год). По видам деятельности это был научно-исследовательский центр.

Я считался себя очень умным юристом, хорошо подкованным в корпоративном праве и регистрации юридических лиц. Шаблоны документов (устав, протокол о создании) скачал из Консультант+. Был уверен, что они уже проработаны профессионалами, и всё пройдет также легко, как с регистрациями ООО.

Читайте также:  Пенсия по инвалидности: размер по группам, условия назначения, льготы

Подготовил. Сдал… А через 2 недели поехал в Минюст их отзывать, чтобы не получить отказ в регистрации.

От отказа меня спасло только то, что я позвонил в Минюст и поинтересовался как идет процесс рассмотрения документов. Как выяснилось, эксперт Минюста перечеркал все мои документы и предложил их добровольно отозвать, либо напишет отказ. Тогда гос. пошлину пришлось бы платить еще раз.

20 минут мне потребовалось только, чтобы записать на консультации все замечания. И это по проработанным формам, взятым не откуда попало, а из Консультанта!

При повторном рассмотрении исправленных (!) документов эксперт Минюста нашел еще ворох замечаний. Так что документы пришлось очередной раз отзывать для исправления. Таким образом, зарегистрировать АНО получилось только с третьей попытки.

К замечаниям и отказам нужно быть морально готовым. Специалисту Минюста может не понравится ЧТО УГОДНО в представленных документах. Вплоть до того, как они прошиты и внешне оформлены. Не всегда обоснование замечаний будет адекватным действующему законодательству.

Учредители даже не догадываются, до какого порой формализма доходит экспертиза документов в Минюсте.

Из моей практики. Специалист Минюста отказал в регистрации автономной некоммерческой организации в Краснодарском крае только из-за того, что в Уставе наименование организации было выделено жирным шрифтом, а в протоколе – то же самое наименование – обычным. В Минюсте это восприняли как «несовпадение данных о наименовании АНО в представленных документах». До этого всегда оформлял таким образом документы (выделял жирным ФИО учредителей, наименование и адрес, чтобы текст не сливался в однородную «простыню»). И ни разу это не было причиной проблемой, даже при регистрации других НКО в том же самом Минюсте. Не считая этого случая, я ни разу не встречал, чтобы «жирность» наименования юридического лица в каких-либо документах имела бы хоть какое-то значение.

Я уже не говорю про несовпадение регистра, опечатки, пропущенные знаки препинания, ошибки в нумерации пунктов, премудрости написания целей и предмета деятельности АНО. Все это — потенциальные основания для отказа в регистрации.

Но такие ошибки хотя бы можно выявить при внимательной вычитке документов. Еще хуже то, что специалисты Минюста могут совершенно по-разному понимать одни и те же нормы закона. Либо додумывать требования к документам там, где имеют место пробелы в правовом регулировании.

В итоге в порядке вещей – получить разные замечания по одним и тем же документам, в зависимости от того, к кому из экспертов Минюста они попадут на проверку. Нередко их требования вообще противоречат друг другу.

Из-за этого от возможного отказа в регистрации на 100% не защитит ни обращение к юристу, ни если Вы на 10 раз перепроверите документы. Даже, если сам работник Минюста будет составлять для Вас документы. Т.к. их проверяют на два раза: сначала документы смотрит штатный эксперт Минюста. И, если у него не возникнет ни одного замечания, документы перепроверит его начальник (руководитель отдела регистрации НКО). Само собой у начальника может быть свое субъективное понимание законодательства и мнение касательно качества документов.

По моей личной статистике — только 3/4 АНО проходит процедуру регистрацию с первого раза. И это при том, что я много лет этим профессионально занимаюсь, собрал уже, наверно, все возможные замечания и постоянно общаюсь с экспертами Минюста в разных регионах. Относительно без сложностей проходит регистрация АНО разве что в Москве и моем родном регионе – Свердловской области.

Тогда в чем смысл обращаться к юристу, если все равно есть риск получить отказ в открытии АНО?

В том, что с профессионалом Вы однозначно быстрее зарегистрируете АНО, при этом без расходов на пошлины и нотариуса. Поскольку юристы — регистраторы (в том числе, я), как правило, отправляют документы на регистрацию АНО в Минюст электронно по ЭЦП (пошлина не уплачивается при электронной подаче, а ЭЦП заменяет нотариальное заверение подписи в заявлении на регистрацию).

Да, не исключен отказ. Но, одно дело получить отказ из всего 1 — 2 замечаний, и в итоге зарегистрировать АНО со второй попытки (при этом исправленные документы можно переподать прямо с компьютера без поездок в Минюст). А другое – получить отказ на 4 — 6 страниц крайне специфического юридического текста, в котором нужно еще как-то разобраться, чтобы доработать документы. После чего, вероятно, получить еще один отказ и потерять пошлину.

Процедура регистрации АНО — это совсем не то же самое, что открытие ООО в налоговой. Чтобы грамотно составить документы и оперативно зарегистрировать АНО, нужно не только знать законодательство о юридических лицах и НКО – нужно думать как работник Минюста, проверяющий документы.

Потому, даже если вы юрист, отнеситесь максимально серьёзно к проработке документов, особенно устава. Они должны быть идеально выверены с точки зрения законодательства.

Помните – ВСЕ ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ вы сдадите на регистрацию, в Минюсте ПРОВЕРЯТ ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО.

Если у вас возникнут вопросы или потребуется помощь с подготовкой / проверкой документов для регистрации АНО в Минюсте – пишите. С радостью помогу вам.

Более детально о типичных ошибках учредителей при подготовке документов на регистрацию АНО вы можете почитать в моих статьях:

— ТОП-20 ошибок в уставах некоммерческих организаций (НКО), из-за которых Минюст часто отказывает в регистрации

— ТОП-7 типичных ошибок при выборе наименования некоммерческой организации (НКО)

— Как правильно написать цели, задачи и предмет деятельности в уставе некоммерческой организации

— Нужно ли сшивать устав, заявление и протокол при регистрации некоммерческой организации (НКО)

Теперь перейдем непосредственно к созданию АНО.

Как осуществляется регистрация НКО

Не у всех предпринимателей конечная цель деятельности – извлечение прибыли. Существует и социальное предпринимательство, занимающееся явлениями, не имеющими отношения к купле и продаже. Чтобы такая организация получила статус юридического лица, нужно правильно определить ее организационно-правовую форму, и наиболее приемлемым вариантом будет НКО – некоммерческая организация.

Сегодня деятельность некоммерческих структур достаточно подробно регламентирована государством. Прежде чем зарегистрировать НКО, учредителям следует убедиться, что их цели и задачи не противоречат установленным со стороны державы требованиям.

Определим особенности функционирования НКО и обоснованные законом условия для их существования. После этого можно будет шаг за шагом осуществить путь государственной регистрации этой формы юрлица.

Регистрация, как правило, занимает около полутора месяцев. Министерство юстиции рассматривает документы в течении 14 дней с момента подачи.

В последний день рассмотрения, необходимо связаться с министерством и уточнить о решении.

Если документы прошли правовую экспертизу, то Минюст сам отправляет их в Управление ФНС, это займет около 7 дней. Налоговая изучает документы и при положительном решении вносит запись о юридическом лице в ЕГРЮЛ.

После этого ФНС отправляет пакет документов обратно в Минюст и в Министерстве окончательно регистрируют организацию и выпускают дополнительное свидетельство о регистрации. Вс это займет 14 дней — 7 дней на доставку из ФНС и 7 дней на регистрации Министерстве юстиции.

По истечении установленного срока нужно позвонить в Минюст и если все готово, то получить пакет документов.

В него входит:

  • свидетельство о государственной регистрации;
  • свидетельство Министерства юстиции о регистрации;
  • лист записи о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • устав с отметкой Министерства юстиции.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *