Двойной обгон: Как это происходит и что за него грозит?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Двойной обгон: Как это происходит и что за него грозит?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Как мы уже говорили выше, обгон паровозиком — это когда Вы и ещё один или более автомобилей одновременно друг за другом обгоняете другие машины. Но ещё есть понимание двойного обгона не как обгон сразу нескольких автомобилей без возвращения на свою полосу, но и обгон уже обгоняющего автомобиля, когда первый обгоняющий уже на встречной, а второй обгоняющий обгоняет первого, двигаясь далее на полосу дальше.

Штраф за нарушения правил двойного обгона

Правила дорожного движения регламентируют порядок и условия обгона транспортных средств. Если водитель совершает нарушение правил двойного обгона, то он подвергается штрафу по закону.

Штраф за нарушения правил обгона может быть разным и зависит от тяжести ситуации. Например, за неправильный обгон, который создал угрозу для других участников движения, размер штрафа может быть значительным.

В случае двойного обгона, когда водитель осуществляет обгон другого транспортного средства, водитель обязан соблюдать определенные правила и маневры. Нарушение этих правил также является нарушением дорожного движения и подлежит штрафу.

Какие исключения существуют в случае двойного обгона? Если обгон осуществляется по специально размеченной разделяющей полосе или в пределах прилегающей дороги, такой обгон может быть разрешен. Однако, даже в этих случаях водитель должен проявить особую осторожность и предусмотрительность.

Двойной обгон: что это такое и как за него наказывают

Материалы по теме Если я догнал машину ДПС, стоит ли ее обгонять? Для начала разберемся с терминами. Вот уже несколько лет в российских ПДД термин «обгон» обозначает исключительно маневр, связанный с выездом на полосу встречного движения. Все, что происходит в рамках своей, правой половины дороги, считается опережением, а понятия «обгон справа» (который прежде был запрещен) ныне не существует. Опережения никак не регламентируются Правилами, а потому могут происходить так, как удобно водителям. Что на мой взгляд неправильно, но это тема для отдельного разговора.

Двойным обгоном многие ошибочно называют обгон нескольких транспортных средств подряд, двигающихся в одной полосе друг за другом. Этот маневр Правилами не запрещен. Если, конечно, будут соблюдены все остальные требования 11-го раздела этого документа. А именно: не будет создано помех встречным машинам и попутным при возвращении в полосу, обгоняющий не «разорвет» организованную колонну и не выйдет на встречку в том месте, где это запрещено. Иначе говоря, обогнать двух и более тихоходов сразу можно.

На самом же деле двойной обгон — это обгон транспортного средства, которое само уже выполняет аналогичный маневр. Учитывая, что действие по определению сопряжено с выездом на встречную полосу, выглядит подобный поступок крайне безрассудным. Хотя бы потому, что обгоняют в подавляющем большинстве случаев на дорогах с одной полосой в каждую сторону. Где уж там уместиться в ширину трем транспортным средствам? Однако на практике такое все же случается.

Наказание за двойной обгон прямо прописано в КоАП. ПДД запрещают выполнять обгон, если «транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия». Санкция по статье 12.15.4 КоАП — штраф 5000 рублей или лишение прав на четыре-шесть месяцев. При повторном нарушении в течение года расстаться с правами придется уже на 12 месяцев.

Справедливости ради отметим: немало двойных обгонов получаются вынужденными, когда перед уже вышедшей на встречную полосу машиной высовывается еще один обгоняющий. Тот, кто начал выполнять маневр первым зачастую не тормозит, а уклоняется левее и проскакивает вперед. В этом случае нарушителем оказывается тот, кто вышел на обгон позже. Он нарушил требования раздела 11.2 ПДД: обгон запрещен, если «следующее за ним транспортное средство начало обгон». В этом случае наказание следует по той же статье КоАП 12.15.4: 5000 рублей или от четырех до шести месяцев без прав за «выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления».

Штраф за нарушения правил двойного обгона

Фиксировать двойной обгон, как и другие нарушения данного манёвра, сегодня в России могут, как автоинспекторы при патрулировании улиц и шоссейных дорог, так и камеры фото – и видеофиксации, которые сейчас установлены в стране практически повсеместно. В зависимости от того, каким образом было зафиксировано событие, может отличаться и наказание. Также оно зависит от пункта КоАП, который подходит под конкретный случай.

Если нарушение классифицировано, как выезд на полосу для встречного движения в неположенном месте или иным способом, запрещённым ПДД, автовладельцу грозит штраф в размере 5000 рублей или лишение водительского удостоверения на срок, равный четырём или шести месяцам.

Стоит отметить, что, если неправильный двойной обгон был определён фиксирующей камерой, обычно дело обходится штрафом. Лишиться прав водитель может, как правило, если нарушение было выявлено сотрудниками ГИБДД. В таком случае они обязаны остановить автолюбителя и составить на него протокол о правонарушении.

Кроме того, за двойной обгон автомобилист может лишиться своего в/у на целый год. Это происходит, если он совершает подобное повторно. При этом факт нарушения ПДД должны установить сотрудники автоинспекции.

Если вторичное правонарушение было зафиксировано камерой, то водителю придётся заплатить за это еще 5000 рублей. Лишение водительского удостоверения в таком случае не предполагается.

Читайте также:  Что делать, если работодатель платит «серую» зарплату?

Иногда автолюбителям за двойной обгон выписывают штраф на 1000 или 1500 рублей. Он предусмотрен в случае, если нарушение было классифицировано, как объезд препятствия по встречной полосе. Такое наказание может назначаться, как автоинспектором, так и приходить с камер фотофиксации.

Двойной обгон – очень сложный и опасный манёвр. Поэтому неудивительно, что во многих случаях действующие сейчас в России правила дорожного движения запрещают его. За это предусмотрено весьма серьёзное наказание.

Поэтому не следует нарушать ПДД. А, если довелось стать случайным участником такого дорожного события по вине другого автомобилиста, нужно соблюдать осторожность и завершить манёвр безопасно для себя и других водителей и пешеходов.

Двойной обгон в свете правил ДД

Согласно ПДД двойной обгон не всегда считается нарушением. Для наглядности перечислим все вариации данного маневра. Далее обсудим каждый из них в отдельности.

  • Автолюбитель решил обогнать машину, обгоняющую другое авто.
  • Водитель обгоняет 2 и более ТС, не возвращаясь в исходное положение.
  • Вереницу машин объезжают «паровозиком» несколько транспортных средств.

Теперь поэтапно рассмотрим неправильные действия автовладельцев. В согласии с требованиями ПДД п. 11.2 запрещается обгонять в случае, когда обгоняемое ТС уже совершает обгонные действия. Порой желающих лихачей собирается много, и они уже составляют шлейф из двух и более машин. Езда «гуськом» по встречной полосе, даже когда она свободна, является грубым правонарушением нескольких водителей. Отметим, что подавляющее большинство случаев обгонных действий происходит непосредственно на встречной полосе.

Выезд навстречку при отсутствии автотранспорта, с пересечением прерывистой линии сам по себе безопасен. Согласно действующим правилам, если шофер не создает помех другим водителям, его действия не запрещены. Соответственно езда первой обгоняющей машины легальна, так как нет риска в ДТП. Следующие за первым ТС водители, движущиеся в одном направлении, не могут адекватно оценивать обстановку. Обзор дорожного полотна загроможден и создается огромный риск аварии. Подобные горе-водители нарушают правила дорожного движения, подвергая жизнь и здоровье водителей и пассажиров.

Непосредственного наказания за двойной обгон правилами ДД не предусмотрено. Однако обгонные маневры по отношению к соседним авто запрещены в следующих случаях:

  • Машина, движущаяся впереди, производит обгон или совершает объезд преграды.
  • Транспортное средство, которое следует впереди, сигнализирует левым поворотником и идет на опережение.
  • Следующее позади авто совершает обгонные или опережающие действия.

Любое неправильное завершение обгона свидетельствует о его ошибочном применении и штрафуется в следующих случаях:

  • Автолюбитель не уверен, не убедился в успешном исходе маневра, поэтому не успевает занять ранее занимаемую полосу дорожного полотна.
  • Водитель полностью не удостоверился в отсутствии встречного транспорта либо завершил маневрирование на сплошной разметке, не уступил дорогу на пешеходном переходе.

Обгонять или не обгонять

Многое в Правилах имеет некоторую туманность описания ситуаций. Например, указание на запрет обгона, если впереди уже кто-то выполняет этот маневр. При этом нет уточнения, на каком именно расстоянии этот запрет станет недействительным.

Обгон впереди может быть в большом отдалении, и если следовать четко букве, то все равно нельзя обгонять. Инспектор ГИБДД, увидевший такой разнесенный в пространстве обгон, все равно имеет право назначить штраф, согласно ПДД.

Прежде чем выезжать на встречку, водитель должен проанализировать все, что находится в зоне обзора и удостовериться, что ни одно из необходимых условий безопасности не нарушено. Разметка позволяет обогнать, нет знаков, которые запрещают маневр, нормальная видимость и прочее. У водителей впереди и сзади не намерения обгонять: выключены поворотники.

Небрежное отношение к опасности, желание сэкономить несколько минут любой ценой приведут к штрафу в лучшем случае. В худшем — к созданию аварийной ситуации для всех участников движения.

ДТП при левом повороте на перекрестке

Сначала рассмотрим вариант с нерегулируемым перекрестком. Нередко автомобильные аварии случаются при повороте одного из участников движения влево на нерегулируемых загородных Т-образных перекрестках.

Поворачивающий налево заранее включает соответствующий поворотник, предупреждая других участников движения о планируемом маневре. При этом водитель, приближаясь к перекрестку, сдвигается влево.

Бывает так, что в тот же момент авто, движущееся в ряду третьим, совершает обгон. В итоге происходит авария. Кто же виноват в ДТП при повороте налево на перекрестке?

Ответить на этот вопрос однозначно достаточно сложно, ведь вина может лечь как на поворачивавшего, так и на обгонявшего. Случай действительно сложный, поэтому без помощи инспекторов ГИБДД здесь не обойтись.

Прежде всего специалисты должны выяснить, какой из автомобилей начал маневр первым. Часто виновниками оказываются оба водителя, поэтому административный протокол составляется на двух участников дорожного происшествия.

Вина водителя, совершавшего поворот налево, заключается в следующем:

  • Совершая маневр, он не оценил ситуацию на дороге, а также не убедился, что его действию не помешает автомобиль, идущий на обгон, либо движущийся по второму ряду.
  • Водитель увидел автомобиль, который уже начал обгонять впереди идущее транспортное средство, однако, понадеявшись на то, что успеет повернуть, поспешил совершить маневр. В данном случае с его стороны были нарушены ПДД. Даже если поворачивающий включил сигнал поворотника, обгоняющий вряд ли успеет среагировать и безопасно завершить маневр.
Читайте также:  УСН и авансовые платежи в 2023 году: уведомления и сроки

Виноватым может оказаться и совершающий обгон. Хотя пункт 11.4 ПДД разрешает обгон на нерегулируемых перекрестках, водитель может допустить следующие нарушения:

  • начать обгон, несмотря на то, что движущийся впереди автомобиль уже включил поворотник;
  • не попытаться смягчить удар при отсутствии встречного движения, вывернув руль влево.

Только подробный разбор ДТП на перекрестке при повороте влево поможет определить виновника. Чаще всего правонарушителями объявляют сразу двоих водителей, ведь приоритета движения в подобных ситуациях нет ни у одного из них. В зависимости от тяжести аварии участников подвергнут административному штрафуили даже лишению прав.

Можно ли выполнять двойной обгон

Термина двойного обгона нет в ПДД. Но, например, в 11 пункте Правил сказано, что водитель непременно должен удостовериться, что на встречной полосе нет транспорта. Прописаны и пояснения к правилу – нельзя совершить обгон, если:

  • водитель уже видит, что обгон не удастся закончить, не создавая помех остальным участникам движения;
  • идущий сзади автомобиль уже начал совершать объезд раньше вашего авто;
  • впереди идущее авто, которое вы намеривались обогнать, начало это проделывать по отношению к впереди идущему к нему автомобилю.

Описанное правило обрисовывает картину двойного обгона, не называя его так. Таким образом, объезд «паровозом» противоречит п. 11 правил ПДД.

Штраф за нарушения правил двойного обгона

Фиксировать двойной обгон, как и другие нарушения данного манёвра, сегодня в России могут, как автоинспекторы при патрулировании улиц и шоссейных дорог, так и камеры фото – и видеофиксации, которые сейчас установлены в стране практически повсеместно. В зависимости от того, каким образом было зафиксировано событие, может отличаться и наказание. Также оно зависит от пункта КоАП, который подходит под конкретный случай.

Если нарушение классифицировано, как выезд на полосу для встречного движения в неположенном месте или иным способом, запрещённым ПДД, автовладельцу грозит штраф в размере 5000 рублей или лишение водительского удостоверения на срок, равный четырём или шести месяцам.

Стоит отметить, что, если неправильный двойной обгон был определён фиксирующей камерой, обычно дело обходится штрафом. Лишиться прав водитель может, как правило, если нарушение было выявлено сотрудниками ГИБДД. В таком случае они обязаны остановить автолюбителя и составить на него протокол о правонарушении.

Кроме того, за двойной обгон автомобилист может лишиться своего в/у на целый год. Это происходит, если он совершает подобное повторно. При этом факт нарушения ПДД должны установить сотрудники автоинспекции. Если вторичное правонарушение было зафиксировано камерой, то водителю придётся заплатить за это еще 5000 рублей. Лишение водительского удостоверения в таком случае не предполагается.

Иногда автолюбителям за двойной обгон выписывают штраф на 1000 или 1500 рублей. Он предусмотрен в случае, если нарушение было классифицировано, как объезд препятствия по встречной полосе. Такое наказание может назначаться, как автоинспектором, так и приходить с камер фотофиксации.


Двойной обгон – очень сложный и опасный манёвр. Поэтому неудивительно, что во многих случаях действующие сейчас в России правила дорожного движения запрещают его. За это предусмотрено весьма серьёзное наказание. Поэтому не следует нарушать ПДД. А, если довелось стать случайным участником такого дорожного события по вине другого автомобилиста, нужно соблюдать осторожность и завершить манёвр безопасно для себя и других водителей и пешеходов.

Обгон «паровозиком» (продолжение)

Последнее обновление: 22.08.2020
Комментариев нет

Начало темы о правомерности выполнения обгона паровозиком (или обгона след в след, друг за другом вдогонку) — в одноименной статье Обгон «паровозиком».

Если коротко, то суть в следующем.

В пункте 11.4 ПДД определены места, в которых обгон запрещается. И поскольку, обгон, как маневр, в соответствии с определением, всегда связан с выездом на встречную полосу, то нарушение правил обгона влечет санкции по ст. 12.15 ч.4 (штраф 5 тыс.р. или лишение прав до полугода) как выезд на встречную полосу, когда такой выезд запрещен.

В пункте 11.2 ПДД перечислены обстоятельства, при которых обгон запрещается, но эти обстоятельства не содержат прямого запрета на обгон, поскольку сами они ситуационно переменчивы. Более того, в этих обстоятельствах выезд на встречную полосу для НЕ запрещается.

Технически, обгон «паровозиком» (когда два автомобиля друг за другом выезжают на встречную полосу и обгоняют другой автомобиль, продолжающий движение по своей половине проезжей части) можно отнести к обстоятельствам, изложенным в пункте 11.2 ПДД:

Водителю запрещается выполнять обгон в случае, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия.

Невооруженным глазом видно, что данная формулировка из пункта 11.2 составлена таким образом, что ее можно толковать двояко (как именно — разъяснение есть в первой статье Обгон «паровозиком»). Одно из толкований определяет обгон друг за другом как допустимый маневр, второе толкование определяет этот же обгон (друг за другом) как нарушение.

Читайте также:  Сколько составят декретные и детские пособия в 2023 году

Что говорят Правила дорожного движения об обгоне паровозиком

В Правилах дорожного движения (ПДД) нет понятия «двойной обгон» или «обгон паровозиком». Есть запрет на выполнение определенных маневров при обгоне. Обгон представляет собой опережение одного или нескольких транспортных средств, которое связано с выездом на полосу или сторону проезжей части, предназначенные для встречного движения, и последующим возвратом на ранее занимаемую полосу дороги.

На скоростных трассах медленно едущие автомобили нередко собирают «хвост» из легковых машин. Каждый из водителей ожидает, пока ему подвернется возможность обгона, и когда такая возможность появляется, на встречную полосу одновременно могут выехать несколько машин. При этом второе авто пристраивается за первым в надежде завершить маневр под прикрытием. Если тот, кто едет первым, с большей долей вероятности успеет вернуться на свою полосу до опасного сближения со встречным авто, то второй автомобиль находится в опасной ситуации, когда ему может грозить лобовое столкновение. Именно этим опасен обгон паровозиком.

При какой разметке обгон разрешен

Обгонять ТС, движущееся впереди, можно только при наличии на проезжей части прерывистой линии. Иногда возникает вопрос о том, можно ли обгонять, если на дороге обозначена сплошная? Такой обгон разрешается лишь в случае движения рядом с тихоходным транспортом при наличии знака 3.20, запрещающего обгон.

Чтобы снизить риск ДТП при совершении обгона, следует очень четко просматривать дорогу и предварительно убедиться не только в том, что маневр будет произведен по правилам, но и в том, что это будет безопасно для всех участников движения. Также это поможет избежать штрафов за нарушение Правил.

Видео: ПДД обгон опережение встречный разъезд

Билет 11 вопрос 18 17% ошибается

В каких случаях водители привлекаются к уголовной ответственности за нарушения Правил, повлекшие тяжкие последствия?

При наличии пострадавшего (вне зависимости от степени тяжести полученных им повреждений) или причинении крупного материального ущерба Только при причинении смерти человеку При причинении смерти человеку или тяжкого вреда здоровью человека

Согласно ст. 264 УК РФ к уголовной ответственности водители привлекаются за нарушения ПДД и правил эксплуатации Т.С. при причинении смерти человеку или тяжкого вреда здоровью человека. «Уголовный Кодекс РФ». Правильный ответ — «При причинении смерти человеку или тяжкого вреда здоровью человека»

Темы вопроса (прорешайте их, если у Вас возникли трудности в этом вопросе):

  • Ответственность водителя

Последовательность действий при обгоне

1. Проверяем знаки и разметку.
2. Убеждаемся, что сзади нет автомобиля которые начинает обгон или обгоняет.
3. «Выглядываем из-за угла» — убеждаемся, что впереди нет встречных автомобилей, либо расстояние достаточное для завершения обгона. На этом этапе если не видно, можно выехать ближе к середине дороги, подать голову ближе к боковой стойке.
4. Убеждаемся, что сзади нет автомобиля которые начинает обгон или обгоняет.
5. Включаем поворотник и начинаем обгон.
6. Набираем скорость, чтобы она на 20Км/ч превышала скорость обгоняемого средства. На деле многие опытные водители набирают большую скорость, чтобы быстрее завершить обгон и чтобы водители которые едут за Вами могли завершить обгон.
Часто сзади едут те, кто не рассчитал расстояние и увязался за компанию, поэтому таких следует пропустить.
7. Завершив обгон не тормозим и не сбавляем скорость. Если скорость слишком высокая, то постепенно снижаем ее до допустимой.

Согласно пункту 11 действующих правил водитель перед началом маневра должен убедиться в том, что встречная полоса свободна для выезда, и он не будет создавать препятствий для остальных членов дорожного движения.

В правилах дорожного движения не существует термина «двойной обгон».

Там написано, что водителям не разрешается обгонять движущееся впереди них транспортное средство в случаях:

  • если оно само совершает обгон, а также объезд препятствий;
  • передний автомобиль включил левый поворотный сигнал и начал выезд для опережения машины, едущей перед ним;
  • транспортное средство за ним приступило к обгону;
  • невозможно будет завершить маневр без помех обгоняемому авто.

Водитель впередиидущей машины не должен создавать трудностей для обгона, в частности, увеличивать скорость движения.

Кроме того, двойной обгон будет запрещен в тех же случаях, что и обычный, а именно:

  • если происходит на регулируемом перекрестке, при движении по второстепенной дороге на нерегулируемых перекрестках;
  • на обозначенных пешеходных переходах;
  • при подъезде к железнодорожным переездам, начиная от ста метров и менее;
  • в тоннелях, при завершении автомобилем крутого подъема, во время опасного поворота, в зоне пониженной видимости.

Неправильное осуществление обгона связано с огромным риском для всех участников движения. Это является самой частой причиной аварий на наших дорогах: лобового столкновения и тяжелых травм, вплоть до летального исхода.

Наказание осуществляется правилами не за сам обгон, а за маневр с нарушением ПДД. За это законом предусмотрено лишение водительского удостоверения от четырех до шести месяцев или денежное взыскание в размере 5000 рублей.

Такой штраф грозит за обгон:

  • автомобиля, у которого включен левый поворотник;
  • если по встречной полосе движется транспортное средство;
  • при пересечении сплошной разметки;
  • на перекрестках по второстепенной дороге;
  • на пешеходном переходе;
  • на опасных поворотах и т.д.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *