Как подать административный иск

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как подать административный иск». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

С 15 сентября 2015 года за исключением отдельных положений вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации. При этом большинство положений перенесены из Подраздела III ГПК РФ «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений». Однако можно увидеть и ряд новшеств, которые будут рассмотрены в рамках данной статьи.

Административный иск — новые правила по делам публичного судопроизводства

КАС РФ регулирует порядок рассмотрения и разрешения административных дел, возникающих из публичных правоотношений, Верховным Судом Российской Федерации и судами общей юрисдикции.

В рамках административного судопроизводства в этой связи рассматриваются дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации и др.

Кроме того, на основании ч. 3 ст.

1 КАС РФ суды рассматривают и разрешают административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о прекращении деятельности средств массовой информации; о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц; административные дела о госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля, а также оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и ряд других.

Вместе с тем, в рамках административного судопроизводства не рассматриваются дела об административных правонарушениях, а также дела об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Сторонами в административном деле являются административный истец и административный ответчик, а кроме процессуального соучастия КАС РФ предусмотрел обращение в суд группы лиц с коллективным административным иском. В соответствии со ст. 42 КАС основанием для такого обращения является наличие следующих условий:

  • 1) многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и в порядке совместной подачи административного искового заявления (соучастия) в соответствии со статьей 41 настоящего Кодекса;
  • 2) однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований;
  • 3) наличие общего административного ответчика (административных соответчиков);
  • 4) использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.

Административные дела по таким обращениям рассматриваются судом в том случае, если ко дню обращения в суд к требованию присоединилось не менее двадцати человек. При этом присоединение к требованию осуществляется путем подписания текста административного искового заявления либо подачи в письменной форме отдельного заявления о присоединении к административному исковому заявлению.

В коллективном административном исковом заявлении должно быть указано лицо или несколько лиц, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц.

Такие лицо или лица действуют без доверенности, пользуются правами и несут процессуальные обязанности административных истцов (ч. 3 ст. 42 КАС РФ).

Предусмотрена также возможность для присоединения к коллективному административному иску при обращении в суд с аналогичным требованием в административном исковом заявлении уже после принятия последнего в производство суда при согласии лица, обратившегося в суд.

Изменились требования к представителю. По сравнению с АПК и ГПК РФ они более жесткие, требующие обязательного наличия высшего юридического образования. В связи с этим представители наравне с документами, удостоверяющими их статус и полномочия, должны представить суду документы о своем образовании. Что касается полномочий представителя, то они остались теми же.

По определенным делам участие представителя является обязательным.

Например, при рассмотрении дел об оспаривании нормативных актов, о принудительном помещения в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, о психиатрическом освидетельствования в недобровольном порядке. Если же у гражданина, в отношении которого решается вопрос о госпитализации в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации в недобровольном порядке, об освидетельствовании в недобровольном порядке, отсутствует представитель, суд обязан назначить ему адвоката. Кроме того, суд назначает адвоката на основании ч. 4 ст. 54 КАС РФ при отсутствии представителя у административного ответчика, место жительства которого неизвестно, как предписывает и ГПК РФ.

  1. Обязанность по доказыванию законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по-прежнему возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. В то же время административный истец и лица, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, обязаны:
  2. 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
  3. 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
  4. 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Ограничения по обязательным платежам и восстановление санкций

Срок исковой давности по взысканию обязательных платежей и санкций по административным делам зависит от конкретного дела и индивидуальной продолжительности инцидента. Он определяется в соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Так, например, по делам, связанным с взысканием обязательных платежей и санкций, срок исковой давности составляет три года. Это означает, что иск может быть предъявлен в течение трех лет со дня совершения правонарушения или после того, как о нем стало известно потерпевшему.

При этом следует иметь в виду, что в некоторых случаях он может быть приостановлен или прерван, если лицо, виновное в совершении правонарушения, скрывается за пределами Российской Федерации.

Важно помнить, что сроки давности по обязательным платежам и восстановлению санкций могут варьироваться в зависимости от конкретных обстоятельств дела и действующего законодательства. Поэтому для получения точной информации целесообразно обратиться к эксперту или юристу, который сможет оценить каждый конкретный случай и дать компетентные рекомендации.

Сроки исковой давности по административным спорам регулируются статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КДП) (КДП)

Сроки исковой давности по административным спорам являются важным аспектом регулирования правоотношений. Они определяют, что требование подлежит рассмотрению в суде с момента возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возникновения спора. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) содержит четкую нормативную базу для установления этих сроков.

Читайте также:  Как легко и быстро оформить брак с иностранцем в РФ

Для различных категорий исков предусмотрены разные сроки исковой давности. Например, для исков по нормативным актам, если они признаны недействительными, срок составляет шесть месяцев, а для исков по срокам и штрафам — три месяца. Это означает, что иски должны быть поданы в указанные сроки. Невыполнение этого требования воспринимается как недопустимое.

Важно отметить, что срок исковой давности начинает течь с момента возникновения обстоятельств, имеющих значение для дела. Однако существует также понятие «непрерывного нарушения», когда нарушение продолжается в течение определенного периода времени. В этих случаях срок исковой давности начинает течь с момента прекращения нарушения.

Для применения срока исковой давности необходимо подать заявление в суд. Заявление должно содержать сведения о различиях в обстоятельствах, вызванных другими существенными событиями. Важно представить все доказательства и аргументы, необходимые для обоснования правомерности заявленного требования.

Таким образом, исковая давность в административных спорах является важным инструментом, обеспечивающим справедливость и эффективность рассмотрения дел. Использование срока давности устанавливает четкие рамки для предъявления претензий и своевременного разрешения споров.

Что такое административные дела?

Административные дела возникают из административных и других публичных правоотношений (ст. 1 КАС РФ). Это дела о защите прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов организаций, которые кто-то нарушил или не признает, то есть оспаривает.

Также к административным относятся дела, когда в отношении гражданина или компании реализуют отдельные административные властные требования, и суд контролирует, чтобы при этом не нарушались их права и свободы. Это, к примеру, следующие дела:

  • о госпитализации гражданина в различные медучреждения, включая психиатрическую и противотуберкулезную лечебницу, если он не согласен лечиться,
  • о принудительном психиатрическом освидетельствовании человека,
  • о взыскании денег с граждан в счет уплаты обязательных платежей и санкций,
  • о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, которые не являются юрлицами,
  • об исключении сведений о некоммерческой организации из госреестра.

Если срок подачи административного иска прошел

Бывает, что срок для обращения в суд вы пропустили. Знайте: в некоторых случаях суд может его восстановить (ст. 95 КАС РФ).

Для этого нужно подать в суд административный иск вместе с необходимыми документами, а также дополнительно приложить к нему заявление о восстановлении пропущенного срока.

В заявлении опишите вашу ситуацию и укажите причины, по которым не успели вовремя обратиться в суд. Приложите документы, которые говорят об уважительности этих причин.

Суд рассмотрит заявление и оценит причины, из-за которых вы не подали административный иск в положенный срок. Если они уважительные, срок вам восстановят, если нет – откажут в этом. Уважительность причин суд выясняет с учетом всех обстоятельств и нюансов дела, ориентируясь на разъяснения Пленума Верховного Суда РФ по этому вопросу.

Важно! Если вы пропустили срок для подачи административного иска, суд не имеет права отказаться принять его только по этой причине. Такие разъяснения приведены в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».

Обратим внимание на еще один важный момент: в некоторых ситуациях восстановить пропущенный срок обращения в суд не получится независимо от причин его пропуска. Это ситуации, прямо указанные в КАС РФ. Например, нельзя восстановить пропущенный срок для подачи иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме (ст. 240 КАС РФ).

Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд

1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

2. Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Адвокат по составлению административного иска в Екатеринбурге

Отметим, что все судебные документы, в том числе и административное исковое заявление, должны быть оформлены определенным образом. От правильности их оформления зависит и дальнейшее рассмотрение дел. Административное заявление суд не должно иметь нарушений, в противном случае его не примут к дальнейшему рассмотрению.

Для того чтобы получить удовлетворительные судебные решения по административным исковым заявлениям, нужно не только правильно оформить документ, но и перечислить в нем адекватные, грамотно аргументированные требования и претензии к ответчику. Но в любом случае само решение по поданному исковому заявлению всегда будет зависеть от исхода судебного процесса. Наш совет – давайте вместе с нашим профессиональным адвокатом добиваться положительного исхода дела.

Комментарий к ст. 219 КАС РФ

В ст. 219 КАС РФ установлены сроки обращения с административным исковым заявлением в суд. Ранее такое регулирование содержалось в ст. 256 ГПК РФ, положениями данной статьи устанавливалось лишь следующее: гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (ч. 1); пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления; причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ч. 2).

В отношении применения данных положений в п. 24 Постановления Пленума ВС России 2009 г. N 2 разъяснялось следующее:

— принимая во внимание положения ст. 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица;

— при этом необходимо учитывать, что помимо указанного в ч. 1 ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения с заявлением в суд действующим законодательством предусмотрены специальные сроки оспаривания отдельных решений, действий или бездействия (например, ч. 2 ст. 441 ГПК РФ, ст. 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», ст. 357 ТК РФ, п. 3 ст. 10 Федерального закона «О беженцах», п. 4 ст. 7 и п. 7 ст. 13.1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», пунктом 3 ст. 8 Федерального закона «О вынужденных переселенцах»);

Читайте также:  Сколько квадратных метров жилой площади положено на одного человека в 2023 году

— исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе;

— поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда;

— при установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений ч. 6 ст. 152, ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Постановлением КС России от 8 июня 2015 г. N 14-П ч. 1 ст. 256 ГПК РФ была признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой данная норма в системе действующего правового регулирования выступает в судебном истолковании в качестве основания для отказа в связи с пропуском трехмесячного срока обращения в суд в иске о компенсации морального вреда, причиненного гражданину незаконными решениями, действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в тех случаях, когда сам факт нарушения прав и свобод гражданина установлен другим решением суда, вступившим в законную силу.

Указание на административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) об отрешении от должности главы муниципального образования включено в ч. 2 ст. 219 КАС РФ Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. N 380-ФЗ , поскольку соответствующее положение закреплено в ч. 3 ст. 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: глава муниципального образования или глава местной администрации, в отношении которых высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) был издан правовой акт об отрешении от должности, вправе обжаловать данный правовой акт в судебном порядке в течение 10 дней со дня его официального опубликования.

Вместе с тем в положениях ч. 2 ст. 219 КАС РФ не видится согласованность с положением ч. 17 ст. 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающим, что глава муниципального образования, в отношении которого представительным органом муниципального образования принято решение об удалении его в отставку, вправе обратиться с заявлением об обжаловании указанного решения в суд в течение 10 дней со дня официального опубликования такого решения.

В ч. 3 ст. 219 КАС РФ вошли следующие положения, которые содержались в ч. 2 ст. 441 ГПК РФ (в ред. Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ, признаны утратившими силу Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ): заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в 10-дневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов. Такие же положения содержатся в ст. 122 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» .

СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

Положение ч. 4 ст. 219 КАС РФ, устанавливающее сокращенный срок обращения с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, является нововведением.

«КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ» (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ

1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исковая давность при оспаривании кадастровой стоимости

Исковая давность — это ограничение временного характера, установленное законодательством для подачи иска в суд. В отношении оспаривания кадастровой стоимости существуют определенные сроки исковой давности, которые зависят от различных факторов.

Каков срок давности по данной категории делам? Согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, иск о признании недействительными нормативных актов, в том числе связанных с определением кадастровой стоимости, может быть подан в течение трех месяцев со дня вступления в силу таких актов.

Для отдельных категорий исковых требований существуют так называемые «долгосрочные» сроки давности. Например, в случае защиты избирательных прав или оспаривания кадастровой стоимости, срок исковой давности составляет пять лет с момента нарушения прав либо с момента, когда лицо стало или должно было стать знать о нарушении.

По административным спорам, в том числе связанным с взысканием обязательных платежей и санкций, срок исковой давности определяется статьей 4.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ. В данном случае срок давности составляет один год с момента нарушения или с момента, когда лицо стало или должно было стать знать о нарушении.

Для подачи заявления на применение срока давности необходимо обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением, указав в нем основание для применения срока давности. Суд рассмотрит заявление и примет решение о возможности применения срока давности в данном случае.

Важно отметить, что длящееся правонарушение — это длительное нарушение прав, которое продолжается в течение определенного времени. В таких случаях срок исковой давности может начинаться с момента прекращения такого правонарушения. Например, если кадастровая стоимость оспаривается постоянно и продолжительное время, то срок исковой давности может начинаться с момента, когда это нарушение было прекращено.

Сроки исковой давности по административным спорам регламентируется статьей 4.5 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) РФ

Сроки исковой давности по административным спорам являются важным аспектом регулирования правовых отношений. Они определяют, в течение какого времени с момента наступления обстоятельств, вызывающих спор, допускается подача заявления в суд. Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) РФ содержит четкую нормативную базу для определения этих сроков.

Для разных категорий исковых требований предусмотрены различные сроки исковой давности. Например, для исков о признании нормативных актов недействующими срок составляет 3 месяца, а для исков о взыскании обязательных платежей и санкций — 6 месяцев. Это означает, что исковое заявление должно быть подано в течение указанных сроков, иначе оно будет признано недопустимым.

Важно отметить, что срок исковой давности начинает течь с момента наступления обстоятельств, вызывающих спор. Однако существует также понятие «длящегося правонарушения», когда нарушение продолжается в течение определенного периода времени. В таких случаях срок исковой давности начинает течь с момента прекращения нарушения.

Читайте также:  Платежка на травматизм в 2023 году

Для того чтобы применить срок исковой давности, необходимо подать соответствующее заявление в суд. Заявление должно содержать информацию о споре, обстоятельствах, вызывающих спор, и прочих существенных фактах. Важно предоставить все необходимые доказательства и аргументы, подтверждающие обоснованность исковых требований.

Таким образом, сроки исковой давности по административным спорам являются важным инструментом для обеспечения справедливости и эффективности рассмотрения дел. Использование сроков исковой давности позволяет установить четкие рамки для подачи исковых заявлений и обеспечить своевременное разрешение споров.

Рассмотрение обращения судебной коллегией

После рассмотрения обращения, судебная коллегия должна выставить определение по административному иску. Основания для его вынесения регламентированы статьями 127 – 130 КАС РФ. Регламентировано три варианты рассмотрения жалобы: положительное, приостановление, и отказ в рассмотрении. Принять в рассмотрение суд обязан в течение 3-х дней, после этого коллегия будет изучать приложения и само исковое заявление в течение 2-х месяцев.

По результату рассмотрение суд вынесет законодательное определение, которое так же можно оспорить. В случае принятия положительного решения, суд уведомляет о дате, месте и времени проведения слушания. Неявка одной из сторон не является препятствием для проведения судебного заседания, в большинстве случаев суд могут перенести, вторая неявка считается автоматическим доказательством виновности стороны.

Понятие и элементы административного иска. Виды административных исков

1. Понятие административного иска. Среди ученых-процессуалистов нет единства в вопросе о допустимости выделения такой категории, как административный иск. Одни из них полагают, что иск является неким родовым понятием, которое присуще всем отраслям права. Этот подход позволяет отдельно выделять административный и уголовный иски. Другие исходят из того, что иск — категория цивилистического процесса, соответственно никакого публичного иска (административного, уголовного) быть не может. С принятием КАС впервые в легальный оборот было введено понятие «административный иск». Действующее законодательство не содержит соответствующей дефиниции, однако, учитывая выработанные процессуальной наукой подходы к пониманию исковой защиты, можно дать следующее определение административного иска.

Административный иск — обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.

Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд

[Кодекс административного судопроизводства РФ] [Глава 22] [Статья 219]

1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

2. Административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

4. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Причины для принятия решения о восстановлении

При рассмотрении ходатайств согласно нормам КАС РФ причины для восстановления срока могут быть только уважительными. Это понятие частично разъясняется в постановлении Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ» от 27.09.2016 № 36. Приведенные в п. 51 причины относятся согласно смыслу постановления только к восстановлению срока обжалования судебного приказа, но на практике распространяются судами и на рассмотрение других вопросов.

Перечень причин является открытым. Это:

  • неполучение автором ходатайства копии судебного документа, связанное исключительно с нарушением «Почтой России» требований к доставке почтовых отправлений или его отсутствием по адресу места жительства, по которому было доставлено отправление, из-за болезни, командировки, отпуска или смены места проживания;
  • другие причины.

При рассмотрении ходатайств по нормам КоАП судья определяет уважительность причин, опираясь на другое постановление Пленума ВС РФ — от 24.03.2005 № 5, где отмечается, что факт неполучения документа при условии соблюдения правил доставки почтовой корреспонденции не является основанием для восстановления срока. Его применение можно проследить на материалах решения Омского областного суда от 14.11.2017 по делу № 77-769(542)/2017 и постановления Вологодского областного суда от 13.11.2017 № 4А-807/2017.

Предлагаемые варианты восстановления срока служат цели защиты процессуальных прав субъектов административного процесса. Основанием для восстановления пропущенных сроков выступает уважительность причины пропуска.

1. Лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Ходатайство о восстановлении срока рассматривает вышестоящий суд Ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления мирового судьи по делу об административном правонарушении рассматривает судья районного суда, к полномочиям которого относится рассмотрение дела по жалобе на постановление мирового судьи, а ходатайство о восстановлении срока обжалования решения судьи районного суда или гарнизонного военного суда, вынесенное по жалобе на постановление органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, в соответствии с частью 2 статьи 30.3 КоАП РФ рассматривается судьей вышестоящего суда (верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружного (флотского) военного суда). См. подробнее п.

Образец ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу кассационной жалобы

Все обстоятельства заявителю нужно обязательно подтвердить, приложив соответствующие документы к ходатайству. Какими правовыми нормами регулируется Восстановление срока подачи кассации, как и другие процедуры регулируются различными нормами процессуального законодательства в зависимости от категории конкретного дела – АПК, УПК, ГПК, КАС РФ. Нужно учитывать, что процессы, связанные с подачей и рассмотрением различными судами кассационных жалоб, могут существенно отличаться.

Например, споры между организациями и предпринимателями, рассматриваемые арбитражными судами, должны разбираться согласно правилам АПК РФ. Его нормы имеют существенные различия от ГПК РФ, в соответствии с которыми рассматриваются гражданские дела. При возникновении вопросов следует обязательно обращаться за помощью к профессиональным юристам.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *