Налоговый мониторинг: особенности альтернативной формы налогового контроля

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговый мониторинг: особенности альтернативной формы налогового контроля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Система налогового мониторинга – это процесс непрерывного контроля за компанией в онлайн-режиме. Бизнес дает согласие на такое внимание, а ФНС через специальное ПО проверяет текущую отчетность. Понятно, что такая система выгодна, прежде всего, государству: мониторинг предотвращает формирование «серых схем» ухода от налогов, получает доступ к финансовой информации.

Как правильно перейти на налоговый мониторинг и пройти налоговую проверку

Провайдер может предложить разработку «витрины данных» на базе различных ERP-систем и технологий, таких как 1С, Oracle, SAP и других.

Другим способом взаимодействия с налоговым органом является организация удаленного рабочего места через автоматизированную информационную систему «Налог 3», при котором компания предоставляет сотрудникам ведомства доступ к своей учетной ERP-системе и определяет данные для публикации с помощью настройки ролей и полномочий системы.

При внедрении автоматизированных систем внутреннего контроля, реализуемых в ERP-системах, повышается технологическая зрелость бизнес-процессов и систем учета, что влияет на полноту покрытия рисков.

Провайдер может предложить ПО для автоматической проверки благонадежности контрагентов и разработать автоматизированные системы внутреннего налогового контроля.

Как перейти на налоговый мониторинг?

Подать заявление о переходе на налоговый мониторинг необходимо до 1 сентября года, предшествующего тому, с которого начнет действовать НМ. Направить такое заявление на переход с 2021 года можно в электронном виде.

Пакет документов для перехода на налоговый мониторинг:

  • заявление,
  • регламент информационного взаимодействия,
  • информация о взаимозависимых лицах,
  • учетная политика для целей налогообложения,
  • внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации.

Для подготовки к переходу на налоговый мониторинг компании следует подготовиться:

  • Провести проверку на соответствие установленным критериям
  • Составить план-график перехода на НМ
  • Подготовить информационную систему и систему внутреннего контроля

Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать налоговикам все свои карты:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • налоговики не будут проводить камеральные и выездные проверки в период действия налогового мониторинга. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом.
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать, что налоговики нашли ошибки и противоречия, и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с налоговиками и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут. За исключением случаев, когда налоговики составляли мотивированное мнение на основании искажённых данных.

Подводные камни налогового мониторинга

Несмотря на то, что налоговый мониторинг является моделью контроля крупнейших налогоплательщиков, он в равной степени выгоден и компаниям, и инспекторам. Более того, налоговый мониторинг позволяет компаниям существенно экономить на операционных расходах: в рамках НМ обе стороны практически полностью отказываются от документов на «бумажных» носителях и тем самым ускоряют документооборот.

Однако у этого режима проверки деятельности компаний есть ряд очевидных и неочевидных особенностей, которые в той или иной степени могут повлиять на решение о его применении.

Рассмотрим самые распространенные подводные камни.

  1. Правила применения режима налогового мониторинга подразумевают обеспечение электронного архива документов, к которым получит доступ налоговая инспекция. Для компании это может означать дополнительные расходы на серверное хранение данных. Следовательно, потребуются дополнительные меры по защите этой информации от утечки в сторону третьих лиц.
  2. Компании, решившие подать заявление на организацию налогового мониторинга, должны быть готовы к тому, что налоговая инспекция имеет право изучать не только финансово-хозяйственные операции компании, но и ее систему управления рисками и внутреннего контроля.
  3. Налоговый мониторинг имеет много общего с камеральными проверками. Так, при обнаружении сотрудниками инспекции противоречий и расхождений в компанию направляется запрос на дачу пояснений по конкретным операциям. Срок ответа на запрос устанавливается в пределах 10 дней, что может быть недостаточным для крупной компании.
  4. Если компания сначала принимает решение отказаться от НМ и подает соответствующее заявление в ИФНС, а затем планирует отозвать его, необходимо успеть отозвать его до того, как инспекторы примут соответствующее решение. Если оно положительное, отказаться от налогового мониторинга не получится.
  5. Вероятна повышенная нагрузка непосредственно на работу самой инспекции, поэтому возможны затруднения с обратной связью от ее сотрудников. В данном случае особое значение приобретает человеческий фактор, т. к. одна и та же ИФНС может взаимодействовать с целым рядом закрепленных за ней крупных компаний.
Читайте также:  Как получить налоговый вычет по расходам на обучение

Отчетность в целях налогового мониторинга

По разработке ФНС участники налогового мониторинга должны сдавать в электронном виде дополнительные виды формализованной отчетности. Срок их сдачи в основном до 1 февраля 2022 года.

Несмотря на то, что применяется новая форма взаимодействия с ИФНС, компании должны по-прежнему сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность по ТКС.

Компании, присоединившиеся к мониторингу в 2022 году, будут сдавать впервые некоторые виды отчетности. Расскажем подробнее о том, какие отчеты нужно представить в январе 2022 года.

Сроки сдачи и особенности по отчетным формам определены Приказом ФНС от 25.05.2021 г. № ЕД-7-23/518@ и Приказом ФНС от 11.05.2021 г. № ЕД-7-23/476@.

Итак, до 1 февраля 2022 года нужно сдать в ИФНС такие отчеты:

Форма по КНД

Название

Срок сдачи

Пояснения

1110304

Регламент информационного взаимодействия

Формируется по состоянию на 1 января.

Срок сдачи — до 1 февраля.

Компания вступила в систему в 2022 году — указывается номер редакции 1 или порядковый номер после последней редакции, поскольку первичный документ направлен одновременно с заявлением на вступление.

1110302

Информация о компании, физлицах, прямо или косвенно участвующих в компании, подающей заявление на проведение мониторинга, и доля этого участия — больше 25%

1125315

Информация об организации системы внутреннего контроля компании

Составление документа о системе внутреннего контроля

Система внутриорганизационного контроля – методы, которые разработаны юрлицом для удобного ведения коммерческой деятельности. Данная система разрабатывается для выполнения таких задач:

  • Выполнение поставленных планов.
  • Сохранение активов.
  • Обнаружение некорректного исчисления и поздней уплаты взносов, сборов, их оценка, снижение и устранение подобных негативных последствий.
  • Обнаружение некорректных данных при расчете размеров взносов, сборов, их исправление, минимизация ошибок, обеспечение своевременного внесения платежей.
  • Подготовка всех видов отчетности точно в срок.

Документ с описанием системы внутриорганизационного контроля содержит массу данных, поэтому при его составлении юридическое лицо пользуется аудиторской помощью. Объясняется это тем, что разработка системы внутреннего контроля – затратный по времени процесс, и у штатных сотрудников нет на это времени из-за выполнения рабочих обязанностей. Наконец, в ходе аудиторской проверки информацию из этого документа проверяют особенно тщательно. Дополнительно она должна соответствовать международным нормам. Если организация организует переход на налоговый мониторинг, ей в обязательном порядке нужно проводить аудит.

Аудит системы внутреннего контроля необходим для руководителей компании, ее собственников и ФНС. Подобные данные указываются в регламенте информационного взаимодействия.

По статистике, составление системы внутреннего контроля – самый сложный для компаний этап, поскольку он законодательно отрегулирован меньше всего.

Существует пять критериев, по которым можно оценить систему внутреннего контроля:

  • Разработана контрольная среда со стандартами профессионализма, поведения и этики сотрудников. Определены функционал и квалификация сотрудников, которые ответственны за рассматриваемую систему.
  • Предусмотрена конкретная система управления рисками, которая снижает воздействие отрицательных факторов или полностью их предотвращает.
  • Организуются процедуры по снижению ошибок учета или их предотвращение.
  • Соблюдаются правила и требования, которые выдвигаются к информационной системе, выступающей основой для системы внутреннего контроля.
  • Организован контроль средств для их дальнейшей оптимизации.

Также необходима дорожная карта по переходу на налоговый мониторинг.

Все перечисленные документы предоставляются в ФНС в установленные законом сроки.

Как перейти на систему мониторинга

Чтобы перейти на систему НМ, необходимо убедиться в состоятельности собственной организации, соответствии всем финансовым критериям.

Далее важно выбрать способ, с помощью которого будет происходить общение с налоговой. Можно выбрать один из трех:

Организация сама решает, какой способ взаимодействия с органами налоговой службы выбрать: все зависит от возможностей каждого предприятия, развития его электронного документооборота и технического обеспечения.

  • Компания обязана обеспечить со своей стороны добросовестное отношение и своевременно предоставлять всю документацию, внося ее в электронную базу, через которую налоговая и производит контроль.
  • Далее необходимо обратиться в ФНС и совместно со специалистами службы построить график перехода на новую систему контроля. Есть специальные образцы документов, которые используют для таких процессов.

Подать документацию для перехода на НМ можно до 1 сентября.

Если вы хотите перейти на мониторинг в следующем году, заявление и все необходимые данные должны поступить в налоговую службу не позднее 31 августа 2021 года. До 1 ноября вы узнаете, какое решение приняли в ФНС.

Федеральная налоговая служба может и отказать компании в переводе на налоговый мониторинг.

  • Организация не подготовила все необходимые документы,
  • не прошла по финансовым показателям,
  • не организовала правильную и безопасную систему внутреннего контроля,
  • не соответствует критериям, предусмотренным законами.

Плюсы и минусы налогового мониторинга

Чем выгодно добровольно раскрывать свои карты налоговикам:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.

Налоговый мониторинг по НК РФ: сущность процедуры

Налоговый мониторинг — процедура, представляющая собой разновидность налогового контроля. Она характеризуется тем, что ФНС в режиме онлайн получает доступ к различным документам налогоплательщика для оценки правильности расчетов по налогам и контроля над соблюдением сроков их уплаты. Процедура проводится по заявлению налогоплательщика, а также при получении согласия на ее проведение со стороны ФНС.

Основные задачи, которые призван решать налоговый мониторинг:

  • обеспечение прозрачности и корректности налоговой отчетности;
  • сведение к минимуму трудозатрат и финансовых издержек налогоплательщика и ФНС в части взаимодействия в рамках налогового контроля;
  • повышение уровня взаимного доверия между налогоплательщиками и проверяющими органами;
  • стимулирование повышения уровня технологичности взаимодействия налогоплательщиков и проверяющих органов.

Что такое налоговый мониторинг?

До недавнего времени правильность определения плательщиками сумм налогов и сборов, подлежащих внесению в бюджет в соответствующие сроки, инспекторы могли устанавливать только в ходе налоговых проверок — выездных и камеральных. С 01.01.2015 в российском налоговом законодательстве появилась альтернативная форма контроля — налоговый мониторинг. Его предмет тот же, что и у названных проверок, — правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых возложена на налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента (п. 1 ст. 105.26 НК РФ).

Правда, новая форма контроля может применяться в отношении ограниченной группы хозяйствующих субъектов. Забегая вперед, отметим, что в эту группу входят исключительно организации, которые соответствуют определенным критериям.

Что же такое налоговый мониторинг? Руководствуясь положениями разд. V.2 части первой НК РФ, кратко на этот вопрос можно ответить следующим образом: специальная форма налогового контроля, которая реализуется посредством электронного информационного взаимодействия между хозяйствующим субъектом и налоговым органом.

Чтобы такое взаимодействие состоялось, налогоплательщик обеспечивает инспекции удаленный доступ к своим информационным ресурсам, в которых содержатся документы и сведения, используемые им для расчета налоговых платежей. Изучая и анализируя эти документы и сведения в режиме онлайн, проверяющие получают возможность осуществлять оперативный контроль за правильностью исчисления организацией налогов и сборов, а также своевременностью их уплаты в бюджет. И если, по мнению инспекторов, налогоплательщик неверно рассчитывает налоги, он тут же будет проинформирован об этом. Кроме того, и сам налогоплательщик в целях разрешения спорных вопросов, возникающих у него при определении сумм налогов и сборов, может обратиться к проверяющим за соответствующей консультацией. Причем в период налогового мониторинга контролеры не вправе проводить в отношении организации выездные и камеральные проверки (правда, из этого правила есть некоторые исключения).

Добавим, что периодом, за который осуществляется налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о его проведении. При этом мониторинг начинается с 1 января года, за который он проводится, и заканчивается 1 октября следующего года (п. п. 4 и 5 ст. 105.26 НК РФ). Таким образом, новая форма налогового контроля начнет функционировать только с 2016 г.

Взаимосогласительная процедура

Порядок осуществления взаимосогласительной процедуры закреплен в ст. 105.31 НК РФ. Она проводится руководителем (заместителем руководителя) налогового ведомства в течение одного месяца со дня получения разногласий налогоплательщика и приложенных к ним материалов. При этом рассмотрение данных разногласий и материалов происходит при участии налоговой инспекции, которой составлено мотивированное мнение, и организации (ее представителя), не согласной с данным мнением.

По результатам взаимосогласительной процедуры ФНС уведомляет налогоплательщика об изменении мотивированного мнения либо оставлении его без изменения. Данное уведомление, которое подписывается руководителем или заместителем руководителя ведомства, вручается или направляется организации в течение трех дней со дня его составления.

В свою очередь, компания в течение месяца со дня получения названного уведомления от ФНС должна известить налоговый орган, которым составлено мотивированное мнение, о согласии (несогласии) с ним с приложением документов, подтверждающих выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Как подать заявление о налоговом мониторинге

Чтобы инспекция приступила к налоговому мониторингу со следующего года, заявление о его проведении нужно подать не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

К заявлению о проведении мониторинга приложите:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2020 г. № ММВ-7-15/184;
  • информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в вашей компании, если доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • учетную политику для целей налогообложения организации на текущий год.

Это следует из положений абзаца 3 пункта 6 статьи 105.26 и пункта 2 статьи 105.27 НК РФ.

Если вы подали заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решили отказаться от такой формы налогового контроля, то сообщите об этом в инспекцию письменно. Важно успеть это сделать до того, как проверяющие примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.

Принять решение налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором вы подали ей заявление. И в течение пяти дней после этого вам должны направить:

  • либо решение о проведении налогового мониторинга. Форма такого решения утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2020 г. № ММВ-7-15/184;
  • либо мотивированный отказ в проведении такой процедуры. Форма решения об отказе в проведении мониторинга утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2020 г. № ММВ-7-15/184.
Читайте также:  Пособие на погребение в 2023 году

Отказать в проведении служба налогового мониторинга может в трех случаях:

  • если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
  • если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
  • если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.

Сущность понятия «налоговый мониторинг»

Налоговым мониторингом (НМ) обозначают одну из разновидностей контроля, позволяющую проверить заранее, насколько правильно, своевременно и полно проведена уплата в казну средств, обязательных к перечислению. Компания по доброй воле в порядке реального промежутка времени открывает налоговикам неограниченный доступ к данным своего учета (бухгалтерского и финансового).

Взамен у нее появляется возможность обратиться к специалистам местной НС за мотивированным мнением (ММ) относительно правильности начисления налогов по совершаемым сделкам. Подобное сотрудничество очень актуально, особенно если у специалистов предприятия появились определенные сомнения по уплате сборов касательно заключаемых с контрагентами соглашений.

НМ выгоден предприятию, которое работает открыто и не пытается укрыться от уплаты средств в казну государства. С помощью НМ:

  • заметно ускоряется решение спорных вопросов о действии налогового законодательства и употреблении его в конкретной ситуации;
  • компания избегает будущих возможных доначислений по налогам, уплаты пени и штрафов;
  • обременение контролем со стороны налоговой существенно ослабевает.

Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами в соответствии с их служебными обязанностями по местонахождению налогового органа (п. 1 ст. 105.29 Налогового кодекса РФ).

При проведении налогового мониторинга налоговики вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов. Документы (информация), пояснения представляются организацией в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования. При этом неправомерно требовать документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией копий.

О выявленных противоречиях (несоответствиях) в сведениях, содержащихся в представленных документах (информации), налоговый орган сообщает организации с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в течение 10 дней.

Если после рассмотрения представленных пояснений либо при их отсутствии будет установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании) или неполной (несвоевременной) уплате налогов и сборов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 105.30 Налогового кодекса РФ.

Налоговый мониторинг прекращается досрочно в случаях:

  • неисполнения организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения мониторинга;
  • выявления факта представления недостоверной информации;
  • систематического (два раза и более) непредставления налоговому органу в ходе проведения мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном статьей 105.29Налогового кодекса РФ.

Уведомление организации о досрочном прекращении налогового мониторинга производится в письменной форме в течение 10 дней со дня установления указанных выше обстоятельств, но не позднее 1 сентября года, следующего за периодом, за который проводится мониторинг.

Мотивированное мнение

Указанное мнение отражает позицию налогового органа по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Налоговый орган составляет мотивированное мнение по собственной инициативе или по запросу организации.

По инициативе налогового органа мотивированное мнение составляется в случае, если установлен факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов. Указанное мнение может быть составлено не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга.

У организации могут быть сомнения или неясности по вопросам правильности исчисления (перечисления) и уплаты налогов и сборов за период проведения налогового мониторинга. В этом случае направляется запрос о представлении мотивированного мнения. В нем излагается позиция организации по указанным вопросам. Этот запрос может быть отправлен не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг.

Мотивированное мнение по запросу организации должно быть ей направлено в течение одного месяца со дня получения данного запроса. Срок может быть продлен налоговым органом на один месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения.

О своем согласии организация должна уведомить налоговый орган в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения с приложением подтверждающих документов.

Позиция налоговиков, изложенная в мотивированном мнении, учитывается организацией в налоговом учете, в декларации (расчете), в том числе уточненной, или иным способом.

Если организация не согласна, то она должна представить разногласия в налоговый орган. Это необходимо сделать в течение одного месяца со дня получения мотивированного заключения.

Налоговый орган обязан в течение трех дней со дня получения разногласий направить их в ФНС России со всеми имеющимися материалами для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры.

При проведении налогового мониторинга налоговики не вправе направлять мотивированное мнение по вопросам, связанным с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *