Бухгалтерский учет коммунальных услуг и налогообложение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бухгалтерский учет коммунальных услуг и налогообложение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Формальное освобождение управляющих компаний и других подобных исполнителей от уплаты налога при выполнении коммунальных услуг и общедомовых работ в многоквартирном доме, не предоставляет им права исключать суммы этого налога из платежных квитанций на оплату для населения. Поэтому получается нестыковка: в законе указывается, что оказание услуг освобождено от НДС, а на практике их облагают налогом. В конечном счете потребитель оплачивает их вместе с данным федеральным налогом, что подтверждается платежными документами с соответствующей графой.

Поставка коммунальных услуг производится исполнителем, в качестве которого законодательством названы управляющая компания, либо ТСЖ, либо жилищный кооператив.

В соответствии с законом, исполнитель обязан заключить договоры по доставке с потребителями, собственниками квартир, в обязательства которых входит своевременная оплата предоставляемых услуг. Для того, чтобы выполнить обязанности перед потребителями, исполнитель должен подписать соглашения о закупке необходимых ресурсов (электроэнергии, газа, воды и т.д.) с организациями коммунального комплекса, ресурсоснабжающими предприятиями.

Важно! У данных поставщиков исполнитель приобретает необходимые ресурсы и обеспечивает их поставку потребителям, выполняя таким образом свои договорные функции по исполнению услуг.

Стоимость коммунальных услуг включена в арендную плату.

При таком способе арендная плата в договоре аренды указана уже с учетом коммунальных платежей. Причем возможны два варианта расчета стоимости аренды.

Первый вариант:

Ежемесячная сумма арендных платежей является фиксированной (не меняется в течение срока действия договора аренды). Данный вариант наиболее простой, но у него есть определенные недостатки. Ведь в этом случае не учитывается изменение количества израсходованной энергии. Вместе с тем потребление энергоресурсов зависит от сезонности и загрузки оборудования. Например, в холодный период возрастает использование теплоносителей. При укороченном световом дне увеличивается стоимость потребленной электроэнергии. Кроме того, при фиксированных суммах не учитывается загрузка оборудования. Поэтому при данном варианте трудно заранее установить величину «коммуналки» на таком уровне, чтобы она устроила обе стороны договора аренды: для арендатора не была запредельно велика, а арендодателя не вводила в убытки. По этой же причине у налоговых органов могут возникнуть претензии в экономической оправданности подобного расчета стоимости арендной платы.

Значит, предпочтительнее — Второй вариант:

Когда арендная плата за помещения состоит из двух частей:

  • постоянной
  • переменной

Постоянная часть является фиксированной и представляет собой плату за пользование арендуемыми площадями.

Переменная часть складывается из стоимости электроэнергии, водоснабжения, иных коммунальных и аналогичных услуг, фактически потребленных арендатором, и рассчитывается исходя из тарифов снабжающих организаций.

Тогда в договоре аренды необходимо прописать порядок расчета переменной составляющей арендной платы:

  • либо по данным показателей приборов учета (если это возможно)
  • либо расчетным путем (например, пропорционально арендуемой площади)

Воспользуемся условием примера 2. Предположим, компенсация коммунальных платежей взимается с арендатора с выделением НДС. Причем это прямо прописано в договоре, также арендодатель выставляет соответствующий счет-фактуру с выделением НДС.

По итогам мая 2011 года ООО «Фараон» передало арендатору следующие документы:

  • акт сдачи-приемки услуг, в котором отражены две позиции: «Услуги по предоставлению имущества в аренду в мае 2011 года — 23 600 руб. (включая НДС 3600 руб.)» и «Компенсация потребленных коммунальных услуг за май 2011 года — 4720 руб. (включая НДС 720 руб.)». К акту прилагается расчет распределения коммунальных платежей и копии документов снабжающих организаций
  • счета-фактуры на услуги по предоставлению имущества в аренду в мае 2011 года на общую сумму 23 600 руб. (с выделением НДС 3600 руб.) и на возмещение коммунальных платежей в сумме 4720 руб. (с выделением НДС 720 руб.)

Позиция арбитражных судов

Правомерность применения арендатором вычета «входного» НДС по коммунальным услугам, даже если сумма компенсации не включена в арендную плату, подтверждают и арбитражные суды.

Положительная арбитражная практика сложилась после выхода постановлений ВАС РФ от 25.02.2009 № 12664/08 и от 10.03.2009 № 6219/08. Кстати, данными судебными решениями руководствовалась и ФНС России в пункте 1 письма № ШС-22-3/86@.

В ситуации, разбиравшейся в первом судебном решении, возмещение коммунальных услуг было предусмотрено договором аренды помимо арендной платы, во второй ситуации между арендатором и арендодателем был подписан отдельный договор, в котором предусматривалась оплата потребленной энергии (а также вознаграждение за аренду предоставленных электрических сетей, приборов и установок).

Читайте также:  Стоматологические центры и фирмы Москвы

Арендодатели перевыставляли арендатору счета-фактуры, предъявленные снабжающими организациями, в которых суммы НДС были выделены отдельной строкой. Рассчитывались с поставщиками коммунальных услуг арендодатели. На основании данных счетов-фактур арендаторы принимали к вычету «входной» НДС по коммунальным услугам.

Налоговики признали неправомерными налоговые вычеты арендаторов в части «входного» НДС, относящегося к коммунальным платежам, так как арендодатели не вправе были выставлять счета-фактуры на коммунальные услуги. По мнению инспекторов, поскольку имеет место возмещение услуг (а не реализация), данные расходы не имеют отношения к арендным платежам и не облагаются НДС. К тому же арендодатели не являлись снабжающими организациями и не они фактически поставляли ресурсы арендаторам.

Высший арбитражный суд РФ в обоих рассматриваемых постановлениях принял сторону налогоплательщиков. По мнению суда, коммунальные услуги неразрывно связаны с предоставлением услуг по аренде (которые по общему правилу признаются облагаемыми налогом на добавленную стоимость операциями) и по сути возмещение коммунальных платежей является переменной частью арендной платы. Поэтому арендаторы имели полное право заявить к вычету сумму «входного» НДС по коммунальным платежам, которые по условиям договора не включены в арендную плату.

После выхода указанных постановлений суды в регионах придерживаются позиции ВАС РФ. Примеры судебных решений в пользу вычетов у арендатора сумм налога на добавленную стоимость по коммунальным расходам, возмещаемым помимо арендной платы, — постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23.11.2009 № А17-7511/20085, ФАС Западно-Сибирского округа от 28.04.2010 № А45-8185/2009, ФАС Московского округа от 12.10.2010 № КА-А40/11806-10, от 16.12.2009 № КА-А40/14059-09, ФАС Северо-Западного округа от 24.08.2010 № А56-44025/2009, ФАС Северо-Кавказского округа от 27.04.2010 № А32-24396/2007-12/363-2009-58/218, от 20.11.2009 № А53-6624/2008, ФАС Центрального округа от 03.09.2009 № А09-12322/2008 и др.

Необходимые определения

НДС представляет собой один из налогов, которые имеют достаточно больше влияние на формирование бюджета нашего государства. При этом суть налога на добавленную стоимость всецело отражена в его названии, то есть человек оплачивает определенный процент с той цены, которая была добавлена продавцом поверх себестоимости продукции.

В соответствии с действующим законодательством данный налог рассчитывается и выплачивается изначально предприятиями и производителями, розничными или оптовыми торговыми компаниями, а также частными предпринимателями, ведущими собственный бизнес.

На практике сумма данной выплаты составляет произведение установленной действующим законодательством ставки на разность, полученную между выручкой, которую продавец приобрел после реализации своей продукции, а также той суммой затрат, которая потребовалась для производства этого товара.

Перевыставление возмещаемых затрат: как не потерять вычеты по НДС у конечных покупателей

При этом в книгах покупок и продаж материнская компания не отражает указанные счета-фактуры и не принимает к вычету и не начисляет в бюджет НДС, а дочерние компании такие счета-фактуры отражают в книге покупок и принимают НДС к вычету. Начиная с 1 квартала 2015 г. налоговые органы проводят глобальную электронную сверку всех счетов-фактур и всех контр­агентов.

В случае обнаружения расхождений сторонам будет направлено требование об уточнении, а покупатели могут лишиться вычета по НДС. Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС (далее — Правила заполнения счета-фактуры), утвержденными (далее — постановление № 1137), предусмотрен порядок выставления счетов-фактур в рамках посреднических договоров (комиссии, агентирования).

Согласно данному порядку в случае приобретения товаров (работ, услуг) от своего имени комиссионер (агент) при выставлении счетов-фактур комитенту (принципалу) отражает в них показатели счетов-фактур, которые ему выставили продавцы этих товаров (работ, услуг) (подп.

Помещение сдано в аренду: как правильно перевыставлять коммунальные платежи

Поэтому сумму коммунальных услуг арендодатель перевыставляет арендодателю без начисления НДС.

При этом, по мнению финансового ведомства и налоговых органов, денежные средства, полученные от арендаторов в качестве компенсации коммунальных услуг, признаются внереализационным доходом арендодателя. Одновременно затраты арендодателя на оплату этих услуг учитываются в расходах.

Обоснование вывода: Для начала отметим, что законодательство не содержит такого понятия, как «коммунальные услуги».

На практике под этим термином обычно понимают широкий спектр договоров, заключаемых в целях обеспечения деятельности объекта аренды: электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, регулируемых нормами параграфа 6 «Энергоснабжение» гл. 30 «Купля-продажа» ГК РФ, а также водоотведения, уборки помещений здания и окружающей территории и т.п.

Организация коммунального комплекса

Коммунальные услуги, которые предоставляют специализированные организации муниципального комплекса. Согласно действующему законодательству, они не могут быть освобождены от необходимости перечислять налог на добавленную стоимость.

Сама концепция муниципального комплекса закреплена в законе № 210-ФЗ, принятый 30 декабря 2004 года, и является юридическим лицом, занимающимся устройством систем коммунальной инфраструктуры, а также эксплуатацией всех типов объектов, предназначенных для размещения твердых бытовых отходов.

Организационно-правовая форма, на основании которой действует указанное юридическое лицо, в этом случае не имеет существенного различия, но при этом важную роль играет порядок использования указанной системы муниципальной инфраструктуры.

Пункт 1 статьи 168 ТУИР предусматривает, что в процессе продажи товарной продукции налогоплательщик в этом случае должен также представить дополнительную сумму налога по отношению к первоначальной стоимости товаров.

Облагаются ли коммунальные платежи НДС

В соответствии с правилами, указанными в пункте 3 статьи 149 ТУИР, указано, что продажа коммунальных услуг полностью освобождена от налога на добавленную стоимость.

Читайте также:  Бухгалтер по расчетам с поставщиками

Это правило применяется только в том случае, если коммунальные услуги предоставляются ассоциациями владельцев собственности, управляющими организациями и другими специализированными потребительскими кооперативами, обучение которых проводилось для удовлетворения потребностей граждан в секторе недвижимости, а также для обеспечения оптимального обслуживания муниципальных образований инженерные системы.

При этом стоит отметить, что указанное правило не предусматривает возможности освобождения от уплаты налогов на коммунальные услуги, продаваемые управляющим организациям специализированными сервисными комплексами, а также поставщикам газа и электроэнергии.

Важно знать: закон об отмене векселя в 2021 году

Аналогичным образом, любые работы, связанные с поддержанием зданий в хорошем состоянии и ремонтом предметов общего пользования, не освобождаются от уплаты этого налога.

Сегодня управляющие компании, работающие по упрощенной системе налогообложения, находятся в несколько неоднозначной ситуации. Поскольку ставки изначально указаны с учетом налога на добавленную стоимость, граждане уплачивают их с учетом этого платежа, и если в будущем компания, работающая по упрощенному режиму, не уплатит соответствующую сумму в бюджет, то фактически она будет закреплено за ним, что в соответствии с действующим законодательством является прямым нарушением государственного регулирования цен.

Следовательно, если компания, предоставляющая коммунальные услуги, работает по упрощенной системе и не желает платить налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке, то ей следует обратиться в местное самоуправление, чтобы получить возможность устанавливать ставки для граждан, а не для граждан включая указанный платеж.

Для этого можно инициировать специализированную экспертизу тарифов, результатом которой будет указание на то, что отсутствие налога на добавленную стоимость в установленных ценах в конечном итоге существенно снизит затраты для рядовых граждан.

Как происходит возврат векселей — читайте дальше.

В этой статье мы расскажем, где оплачивать счета.

Поэтому БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты работают для вас 24/7!

Законодательные нормы

Рассмотрим финансовые потоки участников данной схемы.

  • Потребитель, как сторона договора с исполнителем, обязан произвести оплату.
  • Управляющая компания оплачивает закупку ресурсов у организаций коммунального комплекса, ресурсообладателей. Ситуация выглядит следующим образом. В подпункте 29 п. 3 ст. 149 НК РФ указано, что доход исполнителя от реализации коммунальных услуг не облагается НДС. Необходимым условием является закупка управляющей компанией ресурсов у соответствующих организаций.

Однако реализация этими организациями поставок ресурсов в жилищное хозяйство не освобождена законом от начисления налога на добавленную стоимость.

  • Размеры тарифов устанавливаются государственными органами власти регионов. Исполнитель изменять стоимость приобретенных ресурсов при доставке их потребителям не имеет права. Следуя букве закона, он действительно не производит начисление НДС, а поставляет закупленные ресурсы потребителю по цене, равной стоимости их приобретения у ресурсоснабжающих предприятий, включающей в свой состав указанный налог.

Оплата коммунальных услуг на основании посреднического договора с арендодателем

Существует третий способ оформления компенсации коммунальных платежей. Он рассмотрен в абзаце 2 пункта 3 письма ФНС России № ШС-22-3/86@. Так, арендодатель и арендатор вправе заключить посреднический договор (договор комиссии или агентский договор), в соответствии с которым арендодатель выступает посредником по приобретению коммунальных и иных аналогичных услуг арендатором. По таким договорам арендодатель представляет интересы арендатора в отношениях со снабжающими организациями. Впоследствии арендодатель как посредник перевыставляет счета, полученные от поставщиков коммунальных услуг, арендатору с выделением в них сумм НДС.

В пункте 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 № 85 указано, что сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента. Как правило, договоры со снабжающими организациями заключаются арендодателем до оформления посреднических договоров с арендаторами. Возникают ли при этом какие-либо налоговые риски в связи с приведенным выше мнением ВАС РФ? В аналогичной ситуации, разбиравшейся в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 26.10.2009 № А03-10350/2007, налоговый орган отказал арендатору в вычетах «входного» НДС по коммунальным услугам. По мнению налоговиков, договор электроснабжения между арендодателем и снабжающей организацией не может считаться заключенным во исполнение агентского договора между арендодателем и арендатором. Суд отклонил этот довод инспекции, так как договор со снабжающей организацией в спорный период являлся действующим (пролонгированным), договоры аренды и агентские договоры в установленном порядке не признаны недействительными, электроэнергия поставлялась налогоплательщику, была им оприходована и оплачена. Решение было вынесено в пользу налогоплательщика.

Вне зависимости от вида посреднического договора арендатор должен выплатить вознаграждение посреднику за его услуги в порядке, установленном в договоре (ст. 991 и 1006 ГК РФ). А арендодатель-посредник обязан исчислить НДС со стоимости посреднического вознаграждения (п. 1 ст. 156 НК РФ). Договор, заключенный между арендатором и арендодателем, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к посредническим договорам гражданским законодательством (гл. 51 и 52 ГК РФ).

Так, в договоре обязательно предусматривается, что комиссионер или агент (он же арендодатель) обязуется по поручению другой стороны (в данном случае арендатора) оплачивать услуги коммунальным службам от своего имени, но за счет комитента или принципала.

Читайте также:  Бизнес на совместных покупках, налогообложение

Необходимые определения

НДС представляет собой один из налогов, которые имеют достаточно больше влияние на формирование бюджета нашего государства. При этом суть налога на добавленную стоимость всецело отражена в его названии, то есть человек оплачивает определенный процент с той цены, которая была добавлена продавцом поверх себестоимости продукции.

В соответствии с действующим законодательством данный налог рассчитывается и выплачивается изначально предприятиями и производителями, розничными или оптовыми торговыми компаниями, а также частными предпринимателями, ведущими собственный бизнес.

На практике сумма данной выплаты составляет произведение установленной действующим законодательством ставки на разность, полученную между выручкой, которую продавец приобрел после реализации своей продукции, а также той суммой затрат, которая потребовалась для производства этого товара.

Финансирование «на разницу в цене»

Если организация ЖКХ финансируется из местного бюджета «на разницу в цене», которая возникает вследствие того, что цена услуги установлена органом местного самоуправления в размере экономически обоснованного тарифа, а население уплачивает только долю от него, сумма такого возмещения отражается в составе выручки, то есть предоставленные на эти цели субсидии формируют доходы от обычных видов деятельности.

В соответствии с п.33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447, при предоставлении дотации из бюджетов всех уровней на покрытие разницы между государственной регулируемой ценой и отпускной (льготной) ценой в связи с предоставлением отдельным категориям потребителей услуг по сниженным ценам в соответствии с законодательством органов государственной власти субъектов РФ, актами органов местного самоуправления сумма указанной дотации включается в налоговую базу по НДС на основании ст.162 НК РФ.

Пример 1. Экономически обоснованный тариф, установленный органом местного самоуправления, за единицу оказываемых услуг, которые облагаются НДС, равен 10 руб., в том числе покрывается населением в сумме 9 руб. и финансируется местным бюджетом в сумме 1 руб. За отчетный период муниципальное унитарное предприятие «Герион» получило возмещение из местного бюджета «на разницу в цене» в размере 118 000 руб.

Формальное освобождение управляющих компаний и других подобных исполнителей от уплаты налога при выполнении коммунальных услуг и общедомовых работ в многоквартирном доме, не предоставляет им права исключать суммы этого налога из платежных квитанций на оплату для населения. Поэтому получается нестыковка: в законе указывается, что оказание услуг освобождено от НДС, а на практике их облагают налогом. В конечном счете потребитель оплачивает их вместе с данным федеральным налогом, что подтверждается платежными документами с соответствующей графой.

Важно! Норма закона по освобождению деятельности по оказанию коммунальных услуг от обложения налогом, позиционируется законодателями как льгота для компаний, их оказывающих. Однако на практике никаких экономических выгод предпринимателям она не несет, а их услуги жителям в общеустановленном порядке облагаются НДС, что повышает их стоимость и невыгодно как для предпринимателей, так и для потребителей.

Проблема состоит в том, что согласно законодательным нормам, регулирующим условия и порядок осуществления коммунальных услуг и их оплаты, исполнителями этой работы называются УО, товарищества собственников недвижимости, жилищные кооперативы. На практике же они сами непосредственно их не оказывают, однако в нормативных актах названы исполнителями.

Позиция финансистов и налоговиков

Минфин и ФНС имеют четкую позицию по рассматриваемому вопросу и последовательно излагают ее в своих разъяснениях. Так, реализация коммунальных ресурсов (услуг) РСО физическим лицам, не признаваемым в соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС, по тарифам с учетом НДС не противоречит действующему законодательству (Письмо Минфина России от 24.06.2010 N 03-07-07/41). Организации коммунального комплекса при реализации коммунальных услуг по государственным регулируемым ценам (тарифам), размер которых установлен без учета налога на добавленную стоимость, обязаны предъявить к уплате покупателю этих услуг соответствующую сумму НДС (Письмо Минфина России от 03.03.2011 N 03-07-11/42). При реализации ресурсоснабжающей организацией коммунальных услуг исполнителям или непосредственно гражданам (населению) стоимость этих услуг с учетом НДС будет одинакова, а порядок предъявления этим покупателям суммы НДС для уплаты — различен, то есть исполнителю коммунальных услуг предъявляются тариф и дополнительно сумма НДС, исчисленная с этого тарифа, а непосредственно населению — тариф, увеличенный на сумму налога (Письма ФНС России от 15.06.2012 N ЕД-3-3/2088, от 13.03.2012 N ЕД-4-3/4162@, от 11.03.2012 N ЕД-4-3/4036). Аналогичный подход отражен в Письме ФНС России от 26.05.2009 N ВЕ-20-3/695 в отношении иных услуг, и тут же добавлено, что во избежание нарушения порядка применения НДС налоговики находят целесообразным внесение изменений и дополнений в нормативный акт об утверждении тарифа с целью указания в нем конкретных лиц (организаций, индивидуальных предпринимателей, граждан), для которых утверждена вышеуказанная плата, и указания того, включается ли в сумму этой платы НДС.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *