Кто по закону платит за освещение придомовой территории многоквартирного дома?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто по закону платит за освещение придомовой территории многоквартирного дома?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Многие сельские жители интересуются — существует ли какая-либо норма, согласно которой поступает свет в сельскую местность? Ведь зачастую, фонари то установлены, но свет в них появляется очень редко, так что, по сути, они выполняют роль не более чем декоративную, да и то весьма с натяжкой.

Относится ли уличное освещение к коммунальным услугам

I. Общие положения

1. Настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

«внутридомовые инженерные системы» — являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы.

Кто отвечает за уличное освещение в городе

Первоначальная задумка была не так плоха, ведь собственное предприятие является мечтой любого селянина, но без должной государственной поддержки эта идея быстро застопорилась. Понятно, что люди, начинающие собственное хозяйство на огромных территориях, обеспечивали их нужной электрификацией, но всё это было до поры до времени. Вот и получается, что начали образовываться огромные долги за свет, погасить которые не представлялось возможным. Процедура же передачи в собственность муниципального хозяйства этих земель и коммуникаций — настоящее «бюрократическое болото», в котором не каждый захочет участвовать. Поэтому и выходит так, что многочисленные сельские улицы находятся без света на протяжении многих лет.

При выявлении жильцами каких-либо недостатков или нарушений они могут создать индивидуальную или коллективную заявку на их устранение. Такие жалобы можно подавать поставщику услуг, государственным и муниципальным органам в установленные сроки.

В зависимости от проблемы в жалобе рекомендуется указывать уполномоченный орган, в обязанности которого входят устранения недостатков.

Образец жалобы

Жалоба должна быть написана в письменной форме и направлена лично или посредством почты России или электронной почты. Законодательно установленного бланка нет.

В жалобе нужно прописать обязательные реквизиты (в 1 документе можно выделить несколько проблем):

  1. В «шапке» документа указать наименование и адрес местонахождения коммунальной организации или государственного, муниципального органа, а также ФИО лиц, подписавших жалобу.
  2. Описательная часть с указанием всех недостатков со ссылками на нормы права и словом «Прошу».
  3. Подписи лиц с расшифровками.
  4. Дата составления.

По данному принципу составляют также заявление на установку столбов освещения и иного оборудования:

  1. В «шапке» документа указать наименование и адрес местонахождения государственного или муниципального органа, а также ФИО лиц, подписавших заявку.
  2. Описательная часть с указанием места установки.
  3. Подписи лиц с расшифровкой.
  4. Дата составления.

Это основная информация, которая понадобится жильцам для получения услуги в полном объеме.

Освещение дворовых территорий – чья это головная боль

При отсутствии консенсуса между управляющей компанией и владельцами квартир по установке счетчиков компания по энергоресурсам самостоятельно устанавливает порядок обеспечения жилых домов учетными приборами. В данном случае решение принимает поставщик электроэнергии, о котором письменно уведомляется УК, и самостоятельно выполняет все работы по установке оборудования. Согласно законодательству, владельцы квартир не вправе препятствовать работе специалистов компании и обязаны обеспечит им доступ к подвалам и внутренним электросетям. Оплата за счетчики и за работу по их установке возлагается на собственников жилья с возможностью рассрочки сроком на 5 лет с учетом процентной ставки Центробанка РФ по курсу.

Если проблему с электричеством не удается решить собственными силами, то за помощью необходимо обратиться к специалистам компании. Обязанности по устранению неполадок с освещением дворовых территорий возлагаются на УК. В ином случае жильцы могут обратиться в администрацию, контролирующую деятельность УК. Жильцы правомочны сменить управляющую организацию, если она не выполняет или не справляется со своими обязательствами.

Принципы построения уличного освещения

Система света проектируется еще на этапе закладки новых городских улиц — учитываются все параметры, осуществляется подбор осветительных приборов, высчитывается расстояние между столбами и т. д. При расчетах обязательно обращают внимание на зернистость дорожного покрытия и степень отражения света, уровень запыленности дороги, цвет окружающих зданий и сооружений, ширину дороги и другие факторы. Параллельно учитывается возможность развития и разрастания микрорайона на 10 лет минимум.

Схемы расположения светильников и иных приборов могут быть разными — однорядными, двухрядными, односторонними и двухсторонними. Освещение дорог делают двумя способами:

  • светильники на опоре;
  • фонари, подвешенные на тросах.

В первом случае, когда ширина дороги составляет меньше 12 метров, расстояние от опоры до следующей может быть около 35 метров. Обычно расположение светильников при такой ширине улицы одностороннее. Если ширина составляет 18 метров, применяется двухрядная шахматная схема. Широкие трассы (32 метра) освещают прямоугольными шахматными схемами.

Собственники жилья самостоятельно определяют, как должно выглядеть место их постоянного проживания. Однако практика советских лет, когда все жители выходили на субботники и совместными усилиями приводили в порядок дворы и придомовые участки, давно не применяется. Если граждан не устраивает состояние прилегаюего участка, существует два варианта решения проблемы в случаях:

Закон (например, Жилищный кодекс и т.д.) утверждает, что наружное и внутреннее освещение городских инфраструктур (многоквартирные дома, придомовая территория и т.д.

) должны опираться в своей организации на определенные нормы и требования. Все нормы, установленные для городских придомовых земельных участков, прописаны, как и для внутренних помещений, в СНиП.

Здесь в первую очередь в вопросе организации уличного освещения роль отводиться уровню освещенности.

Ночь… на улице темно… вы живете в многоквартирном доме и возвращаетесь домой… все фонари возле дома включены.

В таком случае никто не задумывается, что организовать и поддерживать уличное освещение возле подъездов и придомовой территории полностью — не такое уж и простое дело.

Для этого нужно установить опоры, подвести линии электропередач, вкрутить лампочки и менять их по мере перегорания или исчезновения по причине кражи.

  • Ни один из нормативно-правовых актов России не содержит определения «придомовая территория».
  • Постановление Правительства № 491 от 13 августа 2006 года относит документально закрепленную за домом землю, включая все объекты на ней находящиеся для обслуживания и благоустройства дома к общедомовому имуществу.
  • Именно эту часть имущества и принято называть придомовой территорией.

Вопрос освещения перед домом в соответствии с ФЗ РФ № 131 от 6 октября 2003 года находится в ведении местной администрации. Именно она контролирует и поддерживает освещенность вверенной ей территории по ночам.

Кто отвечает за освещение придомовой территории

По логике, организовывать освещение во дворах многоквартирных домов обязано местное самоуправление. Но, для того чтобы лампочки не перегорали, либо их не воровали, нужен постоянный контроль. Осуществлять этот процесс под силу самим жильцам.

Важно! Для того чтобы подача электроэнергии осуществлялась бесперебойно, жителям дома следует заключить договор либо с управляющей компанией, либо с организацией подряда, а именно застройщиком. Обязательным условием при заключении договора, является заверение документа у нотариуса, иначе договор не будет иметь законной юридической силы.

Также при оформлении соглашения, в документах должны быть указаны границы земельного участка, согласно земельному акту, который хранится непосредственно у руководителя управляющей компании.

Об обязанности управляющей организации следить за освещённостью придомовой территории

В регламентирующей документации (СНиП) указаны все требования, которые нужно соблюдать и придерживаться при организации наружного освещения придомовой территории любого многоквартирного дома. К ним на сегодняшний день, как гласит закон (жилищный кодекс РФ и другие документы), относятся следующие требования:

  • подсветка должна быть организована для любого подъезда. Это означает, что вход в подъезд должен быть освещен в темное время суток;

Освещение подъезда

  • количество светильников, установленных вдоль проезжей части должно быть таким, чтобы исходящий от них свет был не ниже установленного уровня освещенности;
  • качественная и полноценная подсветка должна организовываться для дорожного полотна, а также детских площадок и парковочных мест.

Что говорит закон об освещении придомовой территории многоквартирного дома?

Ни один из нормативно-правовых актов России не содержит определения «придомовая территория».

Читайте также:  Нужно ли платить налог с продажи гаража?

Постановление Правительства № 491 от 13 августа 2006 года относит документально закрепленную за домом землю, включая все объекты на ней находящиеся для обслуживания и благоустройства дома к общедомовому имуществу.

Именно эту часть имущества и принято называть придомовой территорией.

Вопрос освещения перед домом в соответствии с ФЗ РФ № 131 от 6 октября 2003 года находится в ведении местной администрации. Именно она контролирует и поддерживает освещенность вверенной ей территории по ночам.

Администрация заключает договор с энергоснабжающими компаниями и обязывает их обеспечить территорию электричеством. Но это не значит, что сотрудник администрации будет самостоятельно ходить по городу и заменять недостающие или перегоревшие лампочки.

Установкой уличных фонарей, фасадных осветительных приборов, проверкой исправности и, при необходимости, их заменой занимаются организации, заключившие договор об указании услуг с администрацией.

На практике вопросы с уличным освещением решаются в администрации, если собственники не смогли «достучаться» до собственной управляющей компании, которая была выбрана на общем собрании.

Справка! Правовой базой для заключения договора с УК является ЖК РФ. Заключать договор с УК могут не только собственники квартир, но и застройщик.

Площадки детям, штрафы взрослым

Для освещения на улицах могут использоваться разные лампы:

  • натриевые,
  • ртутные,
  • светодиодные,
  • металлогалогенные лампы.

Все чаще можно увидеть фонари на светодиодах. Основными отличиями светодиодных приборов являются:

  1. экономичность,
  2. прочность,
  3. долговечность,
  4. устойчивость к влаге, изменениям температур,
  5. равномерный яркий свет.

Уличное освещение необходимо для того, чтобы обеспечить безопасное движение транспорта, удобства пешеходов, для ощущения безопасности в темный период времени.

По закону жители сами отвечают за свои дворы. Ремонт дорог, установку фонарей и скамеек они поручают управляющей компании или ТСЖ . Денег, которые собирают жители, обычно хватает только на покраску ограждений и скамеек, поэтому большинство дворов страшные и с разбитыми дорогами.

Чтобы решить проблему убитых дворов, в 2017 году запустили федеральную программу «Формирование комфортной городской среды». По ней за прошлый год отремонтировали 19 000 дворов по всей стране.

Деньги на благоустройство дворов выделяют из федерального бюджета и распределяют по регионам. Региональные власти добавляют деньги из своего бюджета и распределяют получившуюся сумму по городам и районам.

В программе участвуют населенные пункты, где есть тысяча жителей. Конкретный двор отремонтируют, только если жители проявят инициативу. Они коллективно решают, что сделать во дворе, чертят схему и подают заявку в городскую администрацию.

Если подать заявку до сентября 2018 года, работы во дворе начнутся уже в 2019 году.

На федеральные деньги ремонтируют внутридворовые проезды, устанавливают скамейки, урны и фонари. Эти работы полностью оплачивает государство, дополнительных сборов с жителей не требуется.

Если хотите еще высадить клумбы и деревья, сделать детскую площадку и парковку, надо договариваться с администрацией города. Это дополнительные работы, их может оплатить мэрия, но жителям тоже придется поучаствовать в благоустройстве: выделить деньги или выйти на субботник.

За счет федерального бюджета сделают ремонт проездов, поставят скамейки и урны, установят освещение. За счет муниципалитета и жителей — детские и спортивные площадки, парковки, клумбы, деревья, контейнеры для мусора, пешеходные дорожки.

Как участвовать в благоустройстве, выбирают не жильцы, а региональные власти. В Иркутске жителям достаточно выйти на субботник, в Самаре — оплатить 1% от суммы дополнительных работ. Можно использовать деньги, которые жильцы перечисляют управляющей организации на текущий ремонт. Этот вопрос стоит заранее выяснить в администрации города.

Для Виталия и его соседей администрация согласилась выполнить дополнительные работы полностью за счет муниципального бюджета: убрать аварийные деревья, посадить новые, оборудовать парковку и две новые площадки. Жители только вышли на субботник после окончания работ и убрали мусор.

в год выделяет государство на благоустройство дворов

В первую очередь ремонтируют дворы с разбитыми дорогами — те, что не благоустраивали много лет. Администрация учитывает дату постройки дома и то, насколько исправно жители платят за ЖКХ . Хорошие дворы, которые требуют благоустройства только формально, администрация может не включить в программу на ближайший год и перенести на следующий.

Не будут благоустраивать двор, если:

  1. к территории прилегают аварийные дома, которые будут сносить;
  2. во дворе планируется ремонт инженерных коммуникаций в ближайший год;
  3. к территории прилегают новостройки, у которых не истек гарантийный срок с момента ввода в эксплуатацию (около пяти лет);
  4. работы, которых добиваются жители, уже проводились за счет бюджета.

Лучше заранее спросить у администрации, включат ли двор в программу.

Чтобы двор отремонтировали, собственники готовят документы, проводят общее собрание и подают заявку в администрацию.

Первый шаг — выяснить, в чьем ведении находится территория, на которой расположена детская площадка. Если она относится к общему имуществу собственников, обращаться нужно в управляющую компанию или ТСЖ, если к муниципальной собственности — к чиновникам. Чтобы это уточнить, загляните в договор с УК или зайдите на сайт «Реформа ЖКХ» и введите свой адрес в поисковой строке «Найти свой дом» — появятся все сведения по вашему дому и управляющей компании. Обратите внимание на строчку «Элементы благоустройства»: если там указана детская площадка, значит, за нее отвечает управляющая компания, если нет — муниципалитет.

К кому обращаться, если нужна новая детская площадка?

Сегодня родители могут быть уверены в полной безопасности детских площадок, так как ужесточились правила по введению в эксплуатацию оборудования. 1 июня 2020 года знаменовалось вводом нового технического регламента с более жесткими условиями по безопасности. Для некоторых ЖКХ в России эти нововведения принесли кучу проблем, особенно, для тех, кто закупал дешевое оборудование у недобросовестных производителей. Сейчас компаниям приходится проводить всевозможные мероприятия по тестированию и выявлению неисправностей, некачественных элементов и заниматься демонтажом игровых комплексов, не соответствующих современным требованиям. Причем сроки для исправления предыдущего халатного отношения к здоровью и безопасности детей отводятся минимальные.

В соответствии с ФЗ от 26.12.2008 № 294 муниципалитеты должны проводить плановые и внеплановые проверки на предмет нарушения техрегламента. Внеплановая проверка проводится контролирующими органами в случае обращения физических или юридических лиц по поводу некорректной установки оборудования, а также при травмировании детей. При трагических происшествиях или получении серьезных увечий ребенка к ответу призываются все виновные, не исключая главу местной администрации.

Все элементы для детских площадок должны полностью соответствовать нормам безопасности. Недопустимо наличие элементов, способных принести вред здоровью или представляющих угрозу для жизни и экологии. Сооружения устанавливаются в соответствии с возрастными группами. Показатели прочности указываются в паспорте игровых комплексов и отдельных сооружений.

В конструкции не должно быть выступающих элементов с острыми концами или кромками. На все крепежи устанавливаются заглушки из безопасных материалов. Для ввода в эксплуатацию подходят только элементы с прочными и жесткими корпусами. При весовых нагрузках конструкция остается неизменной.

Убедитесь, что ни один элемент не представляет опасности для ребенка. Конструкции создаются таким образом, что в них невозможно застрять телу (от головы до кончиков пальцев) или одежде детей.

Все детские площадки должны оснащаться ударопоглощающим покрытием. Выполнение требований строится на основном критерии Head Injury Criteria (HIC). Это понятие формируется на возможности повреждении головы ребенка при падении, так как эта травма является одной из главных причин, приводящих к летальному исходу. Повреждения черепа, как правило, происходит от удара о жесткую поверхность. Мягкая и эластичная поверхность смягчает столкновение и минимизирует риски.

HIC – это условная величина, зависящая от высоты игровых комплексов. Чем выше горки, игровые лазы и другие элементы, тем мягче должна быть поверхность. Измерения проходят с помощью акселерометра. Этот прибор измеряет ускорение при ударе. Исследования проходят путем сброса акселерометра (полусферическая конструкция, имитирующая голову ребенка) с разных высот. Рекомендуемая высота игровых элементов – не более 3 метров.

Ранее вместо покрытия использовался обычный песок, насыпанный на голую землю. Сегодня рекомендован монтаж покрытия из резиновой или каучуковой крошки. Они обладают амортизирующими свойствами. При возможном падении минимизировано получение царапин и серьезных травм (при соблюдении критериев HIC). Кроме того, поверхность не скользит, не пропускает влагу. В зимнее время года покрытия можно заливать для катка.

Помимо высокого ударопоглощения покрытия должны обладать соответствующими санитарно-гигиеническими характеристиками. Качественная поверхность не выделяет токсины в рамках допустимой концентрации. Для проверки химической безопасности материалы отвозят в специальные лаборатории. С помощью специального оборудования (вентиляционной вытяжки) из покрытия удаляются летучие элементы. Затем материал помещается в климатическое оборудование для выявления токсинов (если таковые элементы присутствуют). Период испытаний занимает около месяца.

Ко всем материалам для изготовления конструкций и покрытий предъявляются следующие требования:

  • отсутствие вредного воздействия на здоровье человека и экологию;
  • при тактильном контакте поверхности не вызывают термических ожогов в жару или мороз;
  • пожаробезопасность;
  • не токсичность.

В случае нахождения детской площадки на участке, входящей в состав придомовой территории, ее должны содержать управляющие компании или товарищество собственников многоквартирного дома. Организации следят за техническим состоянием игровых комплексов и отдельных элементов, при необходимости производят ремонт.

Если границы земельного участка не определены, то ответственность несет муниципалитет. Органы местного самоуправления могут поручить обслуживание и надзор за детской площадкой специальным организациям. Для этих целей обязательно заключается договор.

Но, независимо от того, какая организация занимается обслуживанием детской площадки, в обязанности муниципалитета входят обязательные проверки. Наказания в случае халатности любой из сторон разнятся. При выявлении нарушений может быть гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность. К примеру, если фирма по обслуживанию детских сооружений ввела в эксплуатацию неисправное оборудование – грозит штраф по ст. 14.43 КоАП РФ от 300 до 600 тысяч рублей. В случае смерти ребенка или получении серьезной травмы – лишение свободы виновных лиц.

Если игровые сооружения находятся в ненадлежащем состоянии любой человек может написать жалобу в соответствующие органы. Для этого нужно определить, к какому ведомству относится детская площадка – к управляющей компании или к городу. Для ремонта нужно отправить заявление в УК или муниципалитет. Подобные заявления пишутся в свободной форме.

Читайте также:  Почетный донор: сколько крови следует сдать и сколько оплачивается в 2023 году?

При покупке оборудования нужно обязательно требовать от продавца сертификаты или декларацию и паспорт.

В паспорте для элементов детских площадок указывается:

  • правила использования;
  • характеристики и основные параметры;
  • гарантийный период эксплуатации;
  • наименование фирмы;
  • адрес компании;
  • дата производства;
  • список элементов, подвергающихся наибольшим нагрузкам;
  • правила безопасности при эксплуатации изделий;
  • возрастная группа;
  • графические данные;
  • схема сборки и др.

После истечения срока службы оборудования, сооружение демонтируется, независимо от его технического состояния.

Подсветка дворов – как правильно освещать

Любые действия, которые касаются организации подсветки в доме, на улице или в любом сооружении общественного или промышленного плана, должны опираться на конкретные нормы, правила и требования. Многие сегодня думают, что требование актуально только для помещений, где люди выполняют свою работу или отдыхают. Но это заблуждение, так как неправильно организованное уличное освещение может нанести не меньший вред жизни и здоровью людей, чем внутренняя подсветка помещений.
Все нормы, которые касаются того, какое освещение должно быть сделано для многоквартирного дома и прилегающей к нему территории, прописаны в регламентирующей документации – СНИПе. При этом большая роль здесь отводится уровню освещенности, который должен быть организован в каждой конкретной ситуации. Ниже приведена таблица, в которой указаны нормы освещенности для определенных моментов наружного освещения придомовой территории.

Требования к внешнему виду ограждений

Забор вокруг многоквартирного дома по нормам и правилам может иметь различный вид. Особенности зависят от того, какой объект ограждают, например:

  • если дома образуют замкнутые периметр или дворовое пространство, граничат с ветхим либо аварийным жильем, допускается установка прозрачных заборов высотой не больше 1,6 м, ограждающие элементы — до 0,75 м (сплошные конструкции недопустимы);
  • для всех прочих типов многоэтажного или среднеэтажного жилья в качестве забора разрешается использовать прозрачные сооружения не выше 0,9 м;
  • спортивные площадки разрешается огораживать прозрачными заборами до 2,5 м;
  • для игровых детских площадок подойдут ограды до 1,6 м;
  • вокруг площадки для выгула собак разрешается установить ограждение до 2 м высотой;
  • чтобы ограничить доступ к контейнерам с мусором, используются глухие либо комбинированные ограждения высотой до 1,6 м, допускается установка специальных навесов.

Ограждение дворовой территории многоквартирного жилого дома должно быть защищено от воздействия атмосферных осадков. Чаще всего это делают с помощью окрашивания. Обработать защитным придется весь забор, частичная покраска недопустима.

Кто отвечает за освещение придомовой территории

По логике, организовывать освещение во дворах многоквартирных домов обязано местное самоуправление. Но, для того чтобы лампочки не перегорали, либо их не воровали, нужен постоянный контроль. Осуществлять этот процесс под силу самим жильцам.

Также при оформлении соглашения, в документах должны быть указаны границы земельного участка, согласно земельному акту, который хранится непосредственно у руководителя управляющей компании.

В ведении управляющей компании числится исполнение необходимых параметров для успешного энерго обеспечения дворового комплекса:

  • определение продолжительности работы световых приборов в ночное время суток;
  • сколько фонарей будет установлено в видимости зоны прилегающей непосредственно к дому, а также отдельных участков двора;
  • в какой период времени будет происходить организация освещения.

Если по каким – то причинам, управляющая компания не справляется с возложенными на нее обязанностями, то жильцы дома вправе поменять ее на другую.

Нормы освещения территории детского сада

Для освещения территории детского сада или школьного двора существует отдельный пункт в том же СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение

Нормы освещения территории детского сада в Москве. Нормы МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение»

Нормы освещения территории, прилегающих к общественным зданиям

Освещаемые объекты Средняя горизонтальная освещенность, лк
Детские ясли-сады, общеобразовательные школы, школы-интернаты, учебные заведения
1. Групповые и физкультурные площадки 2. Площадки для подвижных игр зоны отдыха 3. Подъезды и подходы к корпусам и площадкам 10 10 4
Санатории, дома отдыха
4. Въезд на территорию 6
5. Проезды и проходы к спальным корпусам, столовым, кинотеатрам и тому подобным зданиям 4
6. Центральные аллеи парковой зоны 4
7. Боковые аллеи парковой зоны 2
8. Площадки зоны тихого отдыха и культурно-массового обслуживания (площадки массового отдыха, площадки перед открытыми эстрадами и т.д.) 10*
9. Площадки для настольных игр, открытые читальни 10*

Освещение придомовой территории многоквартирного дома

На придомовой территории могут быть установлены фонарные столбы, трансформаторные будки и щиты, распределители, фонари входных групп над подъездами, элементы освещения парковок, детских и спортивных площадок. Работа этих объектов должна соответствовать требованиям СанПиН и постановления Госстроя РФ № 170, предъявляемых к уровню освещённости придомовой территории.

Согласно п.п. 2.12, 5.6 СанПиН 2.1.2.

2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», придомовая территория жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток.

Над каждым входом/подъездом устанавливаются светильники, которые обеспечивают нормативную горизонтальной и вертикальной поверхностей. Также должны быть освещены пешеходные дорожки у входов.

Освещённость измеряется в люксах (лк): это отношение светового потока, падающего на участок земли, к его площади. В приложении № 1 к СанПиН 2.1.2.2645-10 прописаны требования к уровню освещённости разных элементов придомовой территории многоквартирного дома:

  • входы в дом – не менее чем в 6 лк для горизонтальной поверхности и не менее 10 лк для вертикальной поверхности на высоте 2,0 м от пола;
  • аллеи и дороги, велосипедные дорожки при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 4 лк;
  • внутренние служебно-хозяйственные и пожарные проезды, тротуары-подъезды при средней горизонтальной освещенности на уровне земли – 2 лк;
  • автостоянки, хозяйственные площадки и площадки при мусоросборниках – 2 лк;
  • прогулочные дорожки – 1 лк;
  • физкультурные площадки и площадки для игр детей – 10 лк.

Несоблюдение нормативов освещённости придомовой территории, и тем более его отсутствие, нарушает права граждан на личную безопасность, осложняет дорожное движение.

Если придомовая территория многоквартирного дома включена в состав общего имущества собственников, то управляющая организация обязана поддерживать в рабочем состоянии электрооборудование во дворе и обеспечивать установленные минимальные уровни освещённости.

При этом УО следует учитывать, что она не обязана без решения ОСС возводить новые объекты освещения, которых изначально не было в техпаспорте многоквартирного дома. В её обязанности входит лишь поддержание в рабочем состоянии существующего электрооборудования.

Дворовое освещение судебная практика

К примеру, в РФ принят Федеральный Закон №131-ФЗ от 6.10.2003 г. (в ред. 21.07.2007), в котором приписана ответственность власти за создание уличного типа освещения на территории муниципалитета. По этому закону, а также ряду других законодательных документов, местная власть должна следить не только за правильной организацией уличного освещения, но и за поддержанием системы в работоспособном состоянии.

Подсветка дома

На деле за наружным освещением территории дома должны следить государственная служба ЖКХ (отдельные его подразделения), а также подразделения энергетических компаний для реализации технических стороны освещенности улиц. За их работу должна вносить плату территориальная администрация. Также отвечать за уличное освещение домов и прилежащих к ним территорий могут и другие организации, с которыми было заключено соответствующее договоренность, или компании, на балансе которых числится инженерная система конкретного населенного пункта.Именно эти организации определяют следующие параметры уличного освещения придомовой территории:

  • продолжительность работы осветительных приборов в ночное время суток;
  • количество фонарей, которые будут установлены возле дома и прилегающей к нему территории;
  • в какое время будет происходить включение света.

Поэтому, если на улице по каким-либо причинам нет освещения, нужно обращаться в вышеперечисленные организации и компании, которые для каждого отдельного района населенного пункта буду отличаться. Конечно, на вопрос «куда обращаться или жаловаться, если нет света во дворе дома» можно ответить по-разному.

На сегодняшний день освещение придомовой территории может вестись несколькими способами.Первый вариант организации подсветки двора предполагает размещение настенного светильника над козырьком подъезда.

Освещение входа в подъезд

Здесь может использовать любой тип светильника, а также источника света (светодиодные, люминесцентные и др.)

В последнее время для этих целей стали использовать экономные источники света, которые позволяют экономить электроэнергию, что очень важно для данного типа подсветки.Такой вариант подсветки позволяет осветить только площадку перед входом

Второй вариант подсветки

При этом светильники должны быть расположенными к горизонту под углом 25 градусов. Такой вариант подсветки дает в разы большую площади подсветки двора, которая захватит не только площадку перед подъездом, но часть проезжей части.Третий вариант освещения двора. Он предполагает применение использование обоих видом осветительных приборов, описанных в предыдущих вариантах.

Третий вариант подсветки двора

Кроме этого, для подсветки придомовой территории используют фонари торшерного типа. Расстояние между ними также регламентируется нормативными документами, как и нормы освещенности. С помощью таких осветительных приборов, размещенных вдоль дороги, можно качественно осветить проезжую часть, а также детские площадки и стоянки, размещенные во дворе многоквартирного дома.

Освещение двора фонарями

Поскольку осветительные приборы наружной подсветки придомовой территории любого многоквартирного здания могут располагаться в пределах досягаемости человека, без использования дополнительных средств (например, лестниц), то нужна дополнительная защита светильников от вандалов. В связи с этим все осветительные установки, размещенные на территории двора многоквартирного дома, должны быть оснащены антивандальными приспособлениями.

Антивандальная защита светильника

Она позволит предотвратить преждевременное повреждение светильника.

По логике, организовывать освещение во дворах многоквартирных домов обязано местное самоуправление. Но, для того чтобы лампочки не перегорали, либо их не воровали, нужен постоянный контроль. Осуществлять этот процесс под силу самим жильцам.

Важно! Для того чтобы подача электроэнергии осуществлялась бесперебойно, жителям дома следует заключить договор либо с управляющей компанией, либо с организацией подряда, а именно застройщиком. Обязательным условием при заключении договора, является заверение документа у нотариуса, иначе договор не будет иметь законной юридической силы

Также при оформлении соглашения, в документах должны быть указаны границы земельного участка, согласно земельному акту, который хранится непосредственно у руководителя управляющей компании.

Читайте также:  Когда и за какие подарки придется заплатить налог государству

В ведении управляющей компании числится исполнение необходимых параметров для успешного энерго обеспечения дворового комплекса:

  • определение продолжительности работы световых приборов в ночное время суток;
  • сколько фонарей будет установлено в видимости зоны прилегающей непосредственно к дому, а также отдельных участков двора;
  • в какой период времени будет происходить организация освещения.

Если по каким – то причинам, управляющая компания не справляется с возложенными на нее обязанностями, то жильцы дома вправе поменять ее на другую.

Это интересно! Так как дворы и площадки не являются землями общего пользования, а примыкают к домам, то получается что оплата фонарей для поддержания их в рабочем состоянии, включается в коммунальные платежи.

Статья закона по освещению придомовой территории многоквартирного дома, подтверждающая данные действия, вступила в силу в 2003 году. На основании этого предписания, следует, что все жилое имущество владельца, а также хозяйственные и иные постройки на придомовой территории, являются общим имуществом. А это значит, что оплата уличного освещения включена в коммунальные платежи на законном основании и оспариванию не подлежат.

Нормы освещения придомовой территории многоквартирного дома устанавливаются в соответствии с СП 52.13330.2011, а именно:

  • на входе в здание, должно быть, не менее 6 люксов;
  • на дорожке пешеходного типа которая ведёт к зданию, должно быть, не менее 4 люксов;
  • основные проезды, пролегающие в микрорайонах должны быть освещены на 4 люкса;
  • проезды второстепенного типа, а также дворы и различные хозяйственные площадки должны освещаться в пределах 2 люксов.

Ответственность за освещение дворовых территорий многоквартирных домов ложится на управляющую компанию, которой жильцы доверили благоустройство и обеспечение жизнедеятельности своего дома.

Если проблема со светом все же возникла, нужно просто позвонить в офис компании и сообщить специалистам. УК в свою очередь должна устранить неполадки, иначе жильцам придется обратиться в администрацию, которая осуществляет контроль над деятельностью УК.

Справка! Жильцы вправе сменить УК, если она не выполняет возложенные на нее обязательства.

Если во дворе отсутствует освещение или неисправны осветительные приборы, жильцам многоквартирного дома следует сообщить об этом управляющей компании.

Для этого составляется акт с указанием проблемы, который должны подписать не менее 3-х человек (соседи, председатель дома, старший подъезда). К акту можно приложить фото двора в вечернее время, подтверждающее отсутствие освещения.

Акт и фото нужно предоставить в УК, где в течение недели специалисты рассматривают обращение жильцов, представитель компании проверяет достоверность сведений и проводит собственную проверку, результаты которой фиксирует в акте.

Копия составленного акта передается заявителям, таким образом, уведомляя их о принятии мер для устранения проблемы.

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2018 год: Статья 42 «Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков» ЗК РФ(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ»)Частично удовлетворяя требование об устранении препятствий в пользовании имуществом, суд в порядке статьи 42 ЗК РФ установил, что согласно заключению захламление земельного участка со стороны квартиры ответчика, складирование стройматериалов нарушают благоприятные условия проживания, способствуют разрушению и затоплению жилого помещения, не обеспечивают естественное освещение и инсоляцию, беспорядочно складированные на территории двора стройматериалы и хлам перекрывают проезд ассенизаторским машинам для обслуживания туалета, таким образом, действия ответчика по захламлению земельного участка путем размещения на нем досок, оконных рам, шлакоблока нарушают права истца как собственника квартиры и пользователя придомового участка.

В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 г.

N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса РФ” с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

В соответствии с пунктами 1-3 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

  • В силу положений статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право в том числе возводить сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
  • Согласно пункту 1 статьи 43 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено настоящим Кодексом, федеральными законами.
  • По общему правилу действия собственника по ограждению находящегося в его частной собственности земельного участка не запрещены действующим законодательством, в силу чего сами по себе противоправными не являются.
  • Следовательно, собственники самостоятельно распоряжаются своим общедолевым имуществом, в том числе самостоятельно принимают решения о возведении ограждения вокруг своего многоквартирного дома.

В силу п. 38 ст.

1 Градостроительного кодекса РФ элементы благоустройства – декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

ВС защитил права жителей многоквартирного дома при межевании двора

Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. К этому имуществу относится и земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на указанном земельном участке объекты – об этом говорится вп. 1, 2 ст.36 Жилищного кодекса РФ. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в доме.

Непосредственно формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Самое распространенное нарушение, связанное с неправильным использованием придомовой территории – ограничение прав других граждан.

При установке заграждений, либо иных ограничивающих доступ устройств важно соблюсти права других граждан. Практике известные случаи, когда пострадавшие от незаконных действий лица обращались в суд и получали крупную денежную компенсацию, выплачивать которую обязаны все жители дома. Решение об установке любого запирающего устройства должно быть принято на собрании жильцов (не менее 2/3 отданных ). Если территория принадлежит сразу нескольким МКД, такое решение принимается совместно. В некоторых случаях часть земли является собственностью органов муниципальной власти, поэтому предварительно нужно получить разрешение в местной администрации. Требования к самим заграждающим устройствам установлены в Приказе Минстроя № 972. Во избежание принудительного сноса необходимо соблюсти данные положения.

Существует три основных варианта объектов, которые могут выступать в качестве ограждения придомового участка:

  • традиционный забор, выполненный из металла, камня, кирпича или железобетонных элементов;
  • живая изгородь;
  • шлагбаум.

Каждая из этих конструкций имеет свои особенности и предназначена для частичного либо полного запрета проезда/прохода на территорию.

При возведении заграждений в обязательном порядке должны соблюдаться существующие нормы и правила, в первую очередь, касающиеся пожарной безопасности.

Чтобы избежать претензий со стороны простых граждан и уполномоченных органов, необходимо перед установкой ограждений соблюсти законность формирования границ придомовой территории.

Правила предусматривают выполнение следующих действий:

  • проведение собрания жильцов МКД, в ходе которого должно быть получено согласие большинства из них на оборудование ограждающих конструкций, оформлен протокол с соответствующим решением, а также выбран представитель для обращения в уполномоченные органы;
  • подача заявления на межевание территории вместе с протоколом собрания и всей необходимой документацией;
  • выполнение расчетов площади и определение границ земельного участка уполномоченными органами;
  • оформление территории в Росреестре.

После реализации всех этих мероприятий можно заниматься оформлением документов непосредственно для установки ограждения, которая теперь будет абсолютно законной.

Установка подобного рода объектов должна быть согласована с:

  • управлением архитектуры и градостроительства;
  • полицией;
  • МЧС;
  • скорой помощью.

Придомовая территория многоквартирного дома – это земля, располагающаяся вокруг жилого дома, которая определена и закреплена за ним землеустроительной и градостроительной документацией в рамках отведенного участка. Кроме самого дома, на этой территории могут находиться принадлежащие дому сооружения и необходимые для эксплуатации многоэтажки и удовлетворения потребности ее жильцов и арендаторов нежилые помещения. Поддерживать ее состояние в нормальном виде должны жильцы многоквартирного дома, который построен на этом участке, потому что она является их совместной собственностью.

Придомовую территорию собственникам квартир в многоэтажке передают бесплатно, хотя она и считается объектом налогообложения. Размер налога для каждого жильца зависит от количества квартир в доме, между которыми он распределяется пропорционально.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *